Обязательный аудит: ответственность за уклонение от проведения либо препятствование проведению

Обязательный аудит: ответственность за уклонение от проведения либо препятствование проведению

Настоящий пункт закреплен в Законе N 119-ФЗ с учетом динамичности российского законодательства и возможности возникновения условий для проведения обязательного аудита в перспективе. В этом случае не потребуется вносить изменения в Закон N 119-ФЗ. Примером в данном случае может служить Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ 'Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств' (с изменениями и дополнениями от 23.06.2003), в силу ст.28 которого финансовая деятельность профессионального объединения страховщиков подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке (прежде обязанность профессиональных объединений проводить обязательный аудит в законодательстве Российской Федерации не предусматривалась). Проблематика вопроса Необходимость обязательной ежегодной аудиторской проверки закреплена и в Федеральном законе от 30.11.1995 N 190-ФЗ 'О финансово-промышленных группах', в ст.16 которого предусмотрено, что годовой отчет финансово-промышленной группы составляется по результатам проверки деятельности финансово-промышленной группы независимым аудитором.

Аудиторская проверка проводится за счет средств центральной компании финансово-промышленной группы. Также необходимость наличия аудиторского заключения по результатам ежегодного обязательного аудита закреплена в Законе Российской Федерации 'О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации' (с изменениями на 21.03.2002), в силу ст.28 которого среди документов потребительского общества, подлежащих хранению, указано заключение аудиторской организации.

Сделай паузу – вкушай кофе.

Обязательный аудит, который проводится независимыми аудиторскими организациями, уполномоченными на то в силу закона и не имеющими права заниматься иной деятельностью помимо аудита и сопутствующих ему услуг, является гарантией обеспечения достоверности официального бухгалтерского учета в сфере экономической, в том числе предпринимательской, деятельности . Аудитором, т.е. лицом, непосредственно осуществляющим аудит, согласно ст.3 Закона N 119-ФЗ является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Таким образом, законодательно закреплены повышенные требования к квалификации аудиторов, участие уполномоченных федеральных органов в процессе аттестации претендентов на право аудиторской деятельности, т.е. государство участвует в формировании круга аудиторов.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе осуществлять аудиторскую деятельность только после получения специального разрешения (лицензии) (ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ 'О лицензировании отдельных видов деятельности' (с изменениями на 26.03.2003). Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный согласно федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. В данном случае, учитывая характер аудиторского заключения и статус лиц, проводящих аудит, следует согласиться с точкой зрения, что на аудиторское заключение как часть бухгалтерской отчетности экономического субъекта, подлежащего обязательному аудиту, возложена роль индикатора, способного повлиять на мнение заинтересованного пользователя . Именно поэтому важным является вопрос об ответственности участников аудиторских отношений за нарушение законодательства об аудите.

Необходимо выделить следующие ее виды: - уголовная (ст.202 'Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами' и ст.171 'Незаконное предпринимательство' УК РФ); - административная (ст.14.1 'Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)' КоАП РФ); - гражданская. В данной статье рассматривается вопрос об ответственности аудируемых лиц за нарушение законодательства об аудите в части требования о проведении ежегодного обязательного аудита.

Заметим, что в настоящее время при подробной законодательной регламентации проведения обязательного аудита российским законодательством не установлена ответственность за уклонение от проведения либо за препятствование проведению обязательного аудита. В результате на практике возникает много вопросов о применении данной ответственности. До вступления в силу Закона N 119-ФЗ (1 сентября 2001 г .) в п.7 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2263 'Об аудиторской деятельности в Российской Федерации' (с изменениями от 26.11.2001), содержалась норма, по которой уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влекло за собой взыскание на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции, штрафа: - с экономического субъекта в сумме от 100 до 500 МРОТ; - с руководителя (руководителей) экономического субъекта в сумме от 50 до 100 МРОТ. Аналогичная норма была закреплена в п.3 ст.21 Закона N 119-ФЗ (с изменениями от 14.12.2001), согласно которой уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его проведению влекли взыскание штрафа с организации и индивидуального предпринимателя в размере от 500 до 1000 МРОТ. Взыскание штрафов должно было производиться в судебном порядке на основании постановления уполномоченного федерального органа о привлечении к ответственности за данные правонарушения.

Однако Федеральным законом от 30.12.2001 N 196-ФЗ 'О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях' п.п.2 - 4 ст.21 Закона N 119-ФЗ были признаны утратившими силу с 1 июля 2002 г . Признание утратившими силу п.п.2 - 4 ст.21 Закона N 119-ФЗ без введения специальной нормы в КоАП РФ создало определенный вакуум в законодательном обосновании применения указанной ответственности.

Ответсвенность Меры воздействия, которые можно применять для того, чтобы добиться исполнения организациями и индивидуальными предпринимателями обязанности по проведению ежегодного обязательного аудита, в настоящее время ограничиваются лишь следующим. 1. Согласно ст.13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ 'О бухгалтерском учете' (с изменениями от 30.06.2003) бухгалтерская отчетность, представляемая установленным пользователям, состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительной записки. Одним из последствий нарушения данной нормы Закона N 129-ФЗ в части отсутствия аудиторского заключения является непринятие бухгалтерской отчетности ее пользователями, среди которых: - лица, указанные в учредительных документах (учредители, участники организации или собственники ее имущества); - территориальные органы государственной статистики по месту их регистрации; - органы, уполномоченные управлять государственным имуществом, для государственных и муниципальных унитарных предприятий; - налоговые органы в соответствии с п.1 ст.23 НК РФ. Требование ст.13 к составу бухгалтерской отчетности не распространяется на бюджетные организации, а также общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества иных оборотов по реализации товаров (работ, услуг). Для данных юридических лиц состав бухгалтерской отчетности определяется уполномоченными государственными органами (Минфин России и др.). 2. В ряде нормативно-правовых актов, издаваемых уполномоченными государственными органами, установлены требования о необходимости аудиторского заключения по результатам обязательного аудита. При отсутствии такового лицо не имеет возможности осуществить определенные юридически значимые действия, так как нарушаются нормы, устанавливающие требования к содержанию, составу и оформлению соответствующих документов в части наличия аудиторского заключения. В соответствии п.3.2 Постановления ФКЦБ России от 26.10.2001 N 28 'Об утверждении Положения о системе контроля организаторов торговли на рынке ценных бумаг и дополнительных требованиях к участникам торгов и эмитентам ценных бумаг' среди документов, которые участники торгов обязаны в дополнение к документам, установленным законодательством Российской Федерации и нормативными актами ФКЦБ России, предоставлять организатору торговли, указана копия аудиторского заключения, подготавливаемого в указанных в законодательстве случаях в установленный организатором торговли срок. В юридической литературе вопрос об ответственности за уклонение или препятствование проведению ежегодного обязательного аудита не находит единого решения. В частности, высказываются мнения о том, что в российском законодательстве существуют нормы, устанавливающие ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за непроведение либо уклонение от проведения ежегодной обязательной аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Например, А. Музыченко считает, что в настоящее время за нарушения требований об обязательном аудите должностное лицо организации может быть привлечено к административной ответственности на основании ч.1 ст.15.6 КоАП РФ. Поскольку аудиторское заключение представляется в составе годовой бухгалтерской отчетности, отсутствие данного документа можно квалифицировать как непредставление в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, влекущее наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 руб. В случае непредставления в налоговый орган в составе годовой бухгалтерской отчетности аудиторского заключения в порядке, установленном пп.4 п.1 ст.23 НК РФ, организация также может быть привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании ч.1 ст.126 НК РФ. Данная норма предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ . Аналогичной позиции придерживается и Е. Бондарь. Автор считает, что согласно пп.4 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке бухгалтерскую отчетность, в которую входит и аудиторское заключение.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ, а на должностных лиц - от 3 до 5 МРОТ (ст.15.6 КоАП РФ) . Заметим, что приведенные мнения авторов высказывались относительно существования норм, влекущих ответственность при отсутствии аудиторского заключения, по результатам проведения обязательного аудита, а не за действия по уклонению либо препятствованию проведению обязательного аудита, как это предусматривалось в п.3 ст.21 Закона N 119-ФЗ. Исходя из смысла ст.15.6 КоАП РФ и ст.126 НК РФ (в действующей редакции) основанием для привлечения к ответственности по данным статьям является нарушение требований, установленных непосредственно налоговым законодательством, т.е. вытекающих из сферы налоговых правоотношений, в то время как ответственность за непроведение либо уклонение от проведения ежегодного обязательного аудита к нарушениям требований налогового законодательства не относится, так как последнее не устанавливает обязанности по проведению обязательного аудита. Более того, характер действий (бездействия) лица, за которые наступает ответственность по ст.15.6 КоАП РФ и ст.126 НК РФ, существенно отличается от действий, за которые была предусмотрена ответственность по ст.21 Закона N 119-ФЗ. Таким образом, неправомерно делать вывод о том, что указанные нормы КоАП РФ и НК РФ устанавливают ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за непроведение либо уклонение от проведения ежегодной обязательной аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, т.е. за нарушение норм Закона N 119-ФЗ в части обязательного аудита. При решении вопроса о соотношении положений КоАП РФ и части первой НК РФ необходимо иметь в виду следующее.

Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена ст.ст.15.3 - 15.9 и 15.11 КоАП РФ. Субъектами ответственности согласно данным статьям являются должностные лица организаций.

Поскольку согласно нормам гл.15, 16 и 18 части первой НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ. Немаловажным является также характер действий, за которые наступает ответственность по ст.15.6 КоАП РФ и ст.126 НК РФ. Обязанность, за неисполнение которой предусмотрена ответственность по ст.126 НК РФ, установлена ст.93 НК РФ, согласно которой должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ. Следовательно, для привлечения к ответственности по п.2 ст.126 НК РФ необходимо наличие требования налогового органа о представлении аудиторского заключения налогоплательщиком, подлежащим обязательному аудиту.

Другими словами, при отсутствии данного требования организация и индивидуальный предприниматель, не проводившие обязательный аудит, ответственности по п.2 ст.126 НК РФ не несут. Пункт 1 ст.126 НК РФ не требует наличия требования налогового органа. В этой статье предусмотрены санкции за непредставление лишь тех сведений, которые необходимы для налогового контроля, т.е. сведений, обязанность по представлению которых установлена гл.14 'Налоговый контроль' НК РФ. Обязанность по представлению аудиторского заключения возложена на налогоплательщиков нормами, изложенными в других главах НК РФ и Федеральном законе 'О бухгалтерском учете', поэтому логичен вывод о том, что в данном случае санкция, предусмотренная ст.126 НК РФ, не применима. Когда ты берешь чужую работу и присваиваешь ей своё имя, хотя бы упомяни автора работы в списке использованной лтитературы.

Относительно ст.15.6 КоАП РФ в юридической литературе высказывается мнение, согласно которому обязанность по представлению в установленный срок документов, необходимых для осуществления налогового контроля, в свете рассматриваемой статьи КоАП РФ возникает с момента получения мотивированного запроса налогового органа, проводящего проверку соответствующего налогоплательщика (налогового агента, банка), в частности о представлении аудиторского заключения лицом, подлежащим обязательному аудиту.

Содержательная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, характеризуется действиями (бездействием) и выражается в: - непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговые органы оформленного в надлежащем порядке аудиторского заключения; - отказе от представления в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговые органы аудиторского заключения; - представлении таких сведений в неполном объеме или искаженном виде. Под непредставлением сведений или отказом их представить следует понимать невыполнение письменного мотивированного требования налогового органа представить документы, истребуемые в целях налогового контроля, а также представление сведений в неполном объеме или в искаженном виде . В научной литературе также высказано мнение о возможности отнесения уклонения от проведения обязательного аудита к грубым нарушениям правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, ответственность за которое предусмотрена ст.15.11 КоАП РФ . В соответствии с этой статьей грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ. Однако далее автор указывает на примечание к ст.15.11, в котором определено, что под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%, а также искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%. Становится очевидным, что применение в рассматриваемом случае данной статьи КоАП РФ также невозможно.

Конституционное (государственное) право России

Маркетинг, товароведение, реклама

Психология, Общение, Человек

Менеджмент (Теория управления и организации)

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

Педагогика

Юридическая психология

Бухгалтерский учет

Искусство

Банковское дело и кредитование

Уголовный процесс

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

Экономика и Финансы

Политология, Политистория

Программное обеспечение

Социология

История

Литература, Лингвистика

Уголовное право

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Техника

Материаловедение

Религия

Культурология

Физика

Физкультура и Спорт

География, Экономическая география

Философия

Программирование, Базы данных

Экскурсии и туризм

Компьютерные сети

Сельское хозяйство

Гражданская оборона

Теория государства и права

Геология

Медицина

Биология

Нероссийское законодательство

Разное

Экономико-математическое моделирование

Химия

Охрана природы, Экология, Природопользование

Технология

Астрономия

Металлургия

Земельное право

Ветеринария

Транспорт

Математика

Военное дело

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Компьютеры и периферийные устройства

Военная кафедра

История отечественного государства и права

Муниципальное право России

Налоговое право

Таможенное право

Геодезия, геология

Право

Москвоведение

История экономических учений

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Банковское право

Музыка

Компьютеры, Программирование

Международное право

Семейное право

Радиоэлектроника

Финансовое право

Биржевое дело

Архитектура

История государства и права зарубежных стран

Историческая личность

Российское предпринимательское право

Гражданское право

Правоохранительные органы

Ценные бумаги

Криминалистика и криминология

Гражданское процессуальное право

Трудовое право

Административное право

Страховое право

Геодезия

Экологическое право

Пищевые продукты

Здоровье

История политических и правовых учений

Подобные работы

Анализ динамики затрат автотранспортных организаций по этапам жизненного цикла продукта на примере ООО «Ночной экспресс»

echo "Пропорциональность первых и неизменность вторых выражаются прямолинейной зависимостью относительно изменений объемов производства и графически отображается соответствующими прямыми линиями. Это

Особенности формирования аудиторской выборки малыми аудиторскими организациями

echo "Аудиторский выборочный метод включает набор процедур, позволяющих провести проверку менее 100% элементов, подлежащих аудиту, и собрать доказательства для выражения мнения о генеральной совокупно

Задачи по управленческому и бухгалтерскому учету с решениями

echo "Задание 1.2. Опишите отличия финансового и управленческого учёта. Ответы представьте в виде таблицы. Финансовый учёт Управленческий учёт Цель Стандартизация Обязатель

Аудит эффективности плановых систем промышленных предприятий

echo "Контроль предполагает определение и документирование фактических показателей (результатов реализации планов) и сравнение их с плановыми для определения результатов деятельности. Главная задача

Бухучет готовой продукции

echo "Продукция по видам подразделяется на: · валовую - полная стоимость законченных готовых изделий, выработанных организацией за отчётный период; · валовой оборот (валовой выпуск) – стоимость всех и

Методика бюджетирования в торговых организациях

echo "Поэтому очевидна необходимость сотрудничества бухгалтера-аналитика, менеджеров и маркетологов, специалистов по сбыту товаров. Этот реферат дан тебе, для прочтения и написания на его основе своей

Отчет о движении денежных средств: техника составления в России и международной практике

echo "Работа включает пример составления отчета о движении денежных средств по данным методам. 1.Назначение отчета о движении денежных средств Отчет о движении денежных средств должен раскрывать инфор

Аудит затрат на производство продукции

echo "Задача аудитора состоит также в том, чтобы обратить внимание руководства ревизуемого предприятия на недостатки в учете затрат и калькулирования себестоимости, и внести соответствующие рекомендац