Инновационная политика России

Инновационная политика России

Достаточно высокий научный и технологический потенциал обеспечивают формирование современной инновационной системы. Но в России пока этот потенциал не обеспечивает формировании инновационной системы.

Поэтому возникает важный вопрос о формировании инновационной политики в России. Цель работы рассмотреть инновационную политику России.

Задачи исследования: 1. Рассмотреть инновационную политику в научной среде. 2. Рассмотреть инновационную политику в предпринимательской среде. 3. Охарактеризовать технологические инновации. 4. Описать механизмы передачи знаний.

Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Глава 1. Национальная инновационная система России. 1.1. Инновационная политика в научной среде.

Структура российской науки, показатели которой выглядят достаточно благополучно, продолжает соответствовать мировым стандартам. Сумма долей в общей численности исследований государственного сектора и сектора высшего образования в России в 2002 году составляла 33.8%. соответствующий показатель по ОЭСР в 2000 году был равен 33%. Существенная доля научных статей в изданиях мирового значения в России (63,5%) приходится на такие науки, как физика и химия. В США указанные науки давали в сумме 18%. Высокая доля публикаций по физике и химии в России во многом является результатом низкой доли публикаций в области медицины и биологии. В то же время доля затрат российского федерального бюджета на НИР в сфере производства самая высокая среди стран «восьмерки» и в три раза превышает аналогичный показатель в США. Однако несмотря на это в России довольно низкий инновационный потенциал.

Коэффициент изобретательской активности – количество поданных резидентами заявок на изобретения на 1 миллион человек – в нашей стране примерно в 3-4 раза ниже, чем в Германии и США, и в 18-19 раз ниже по сравнению с Японией. В России изобретательская активность падает по мере приближения к концу научно-технологической «цепочки». В структуре затрат опытно-конструкторские работы занимают 67% - больше, чем во многих развитых странах. Но количество действующих патентов на изобретения в 2002 году более чем в 7,5 раза превосходило число свидетельств на полезные модели. Наша страна существенно отстает от развитых стран по доле затрат на исследования и разработки в ВВП. Доля затрат на науку в ВВП в 2002 году составила 1,16%, что примерно вдвое меньше среднего показателя по ОЭСР. Но здесь важно отметить то, что в промышленно развитых странах львиную долю расходов на НИР берет на себя промышленность, а у нас предпринимательский сектор обеспечивает только 19,6% общих расходов на науку. В промышленно развитых странах для достижения государственных целей при взаимодействии государства, науки и промышленности используются три основных инструмента.

Первый – государственный контракт, который применяется, если приобретение государством результатов НИР приносит ему непосредственную выгоду или пользу.

Второй, наиболее распространенный инструмент, - грант. Он лицензирует иную форму отношений между государством и научноисследовательским сектором, а именно – поддержку или стимулирование государством научных исследований и разработок – финансами, собственностью, услугами.

Именно эту форму используют наши научные фонды – Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Третий, очень важный институциональный инструмент – кооперативное соглашение. В нем государству принадлежит право контроля за проведением работ, четко распределяются права и вклад участников соглашения. В нашей стране доминирует доктрина прямой поддержки прикладных исследований и разработок. На масштабы проведения исследований и разработок в предпринимательской среде существенное влияние оказывает применение методов косвенного стимулирования инвестиций в научно-исследовательскую деятельность. Эти методы, получившие широкое распространение в мире, включают: налоговые послабления; займы по сниженным процентным ставкам; финансовую поддержку процессов лицензирования государственных научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений. Для ориентации научно-технического сектора на решение задач инновационного развития страны требуется проведение ряда мер.

Выделим среди них наиболее важные: · Необходимо разработать правовую и институциональную базу использования государственных контрактов, грантов и кооперативных соглашений; определить границы использования разных институциональных инструментов; разработать стандарты независимой научной экспертизы и принять их в качестве юридической формы. · Необходимо реформирование программирования в зонах традиционной ответственности государства. · Приведение системы финансирования государственных научных организаций в соответствие с осуществляемой ими деятельностью. · Оценка качества научно-исследовательской деятельности организации должна производиться исходя из двух критериев – качества проводимых НИР и их соответствия проблемной ориентации организации. 2.2. Инновационная политика в предпринимательской среде. В России вес организаций, занимающихся инновационной деятельностью, составляет 8,5% (в промышленности – 7,1%). Только 4% продукции является инновационной. Это следствие низкого уровня предпринимательской активности в области инноваций. В странах ОЭСР доля инновационно активных предприятий находится в диапазоне от 25 до 80%. Основные ресурсы инновационной деятельности сосредоточены в организациях частной либо смешанной форм собственности. В области технологических инноваций прослеживается тенденция снижения уровня инновации с ростом размера предприятия. В «усредненных» организациях-гигантах (более 1000 занятых), доля инновационной продукции в три с половиной раза меньше, чем в малых (до 49 занятых) организациях.

Инновационная активность малых организаций с численностью работников до 49 и с 50 до 99 человек составляла соответственно 7,04 и 7% в 2002 году при средней доле инновационно активных предприятий по России 8,5%. Поэтому государственная политика по созданию условий для увеличения масштабов инновационной деятельности российских предприятий должна быть дополнена рядом направлений. А именно: · Необходимо улучшить условия хозяйствования для формирования оборотных средств, снижения общего уровня налогообложения, укрепления правовой базы и правоприменительной практики. · Проводить санацию производственных мощностей, ориентирующих предприятия на отказ от неиспользуемых производственных площадей и оборудования. · Проводить технологический аудит предприятий для оценки их возможности развивать собственную технологическую способность. · Необходимо уделять внимание развитию информационной инфраструктуры и профессионального инновационного менеджмента. Все перечисленные меры в научной среде и предпринимательской среде помогут развитию инновационной деятельности в этих областях. Глава 2. Технологические инновации и инновационная политика. 2.1. Инновационная политика государства.

Технологическая политика государства создает рыночные стимулы для формирования национальными частными компаниями инновационно ориентированной стратегии.

Создание государством условий для свободного доступа национальным компаниям к результатам фундаментальных исследований является огромным по значению и стоимости вкладом в повышение их конкурентоспособности. Важна также поддержка со стороны государства системы образования и подготовки (а также в некоторых случаях переподготовки) специалистов. В инновационно ориентированной экономике интеллектуальный капитал играет решающую роль в реализации новых технологий и достаточно глубокой технологической реструктуризации производства.

Четкое разделение функций различных секторов при вкладе в общее стратегическое развитие положено в основу структуры расходов на исследования и разработки (ИР). Наибольшее количество новых технологических разработок финансируется частными компаниями, наименьшее – вузами и правительственными учреждениями.

Преобладающим источником финансирования ИР практически во всех странах являются промышленные компании (72,4% - в Японии и Южной Корее, 70,2% - в Финляндии, 68,2% - в США), они в основном и осуществляют исследования и разработки (75,3% - в США, 75,1% - в Швеции, 74% - в Южной Корее, 71% - в Японии). В менее развитых странах правительство финансирует наибольший объем ИР (в Мексике – 65,3%, в Турции 47,7%), а основные исследования осуществляются в университетех (38,6% и 55,3% соответственно). Кроме непосредственного участия в финансировании наиболее затратной части инновационного процесса, государство стремится стимулировать и сами компании к инвестированию средств в инновационную деятельность. В России в 2000 году расходы на исследования и разработки, осуществляемые из всех видов источников (частные компании, правительство, высшие учебные учреждения, негосударственные организации), были в 25 раз меньше, чем в США, в 9,2 раза меньше, чем в Японии, в 5 раз меньше, чем в Германии и почти в 4,8 раза, чем в Китае.

Разработка и внедрение новых технологических решений в России пока еще не являются источником экономического роста и повышения конкурентоспособности на мировом рынке.

Таблица 1 Структура расходов на исследования и разработки в России (в %)

1994г. 1995г. 1996г. 1997г. 1998г. 1999г. 2000г.
Фундаментальные исследования 9,3 15,7 15,8 17,7 16,1 14,2 13,4
Прикладные исследования 33,4 18,1 16,2 16,8 16,1 17,4 16,4
Разработки 57,3 66,2 68,0 65,5 67,0 68,3 70,2
В 2000 году в структуре ИР преобладали расходы на разработки – 70,2% общего объема финансирования на ИР, на прикладные исследования – 16,4%, на фундаментальные – 13,4%. В структуре расходов на ИР доля фундаментальных исследований повысилась, а прикладных – снизилась по сравнению с 1994 годом.

Российские промышленные компании в 2000 году финансировали 32,9% расходов на ИР, правительство – 52,8%. К недостаткам российской инновационной политики надо отнести и то, что в самих регионах практически отсутствует финансирование инновационной деятельности. В 1999 году из бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов на технологические инновации было выделено всего 0,3% (в 1995 году – 2%). Для формирования инновационной экономики необходимо изменить структуру национального производства, повысить степень участия страны в международном разделении труда, осваивать новые рынки. При этом конкретные действия менеджеров будут играть определяющую роль.

Подготовка высококвалифицированных менеджеров, создание сети профессиональных региональных команд, оценка специфики национальной экономики в России с точки зрения ее инновационных особенностей и перспектив являются, на наш взгляд, наиболее важными задачами инновационной политики на современном этапе. 2.2. Механизмы передачи знаний. В России в результате действия государства появились новые институциональные структуры с целью развития инновационной системы.

Создана система государственных научных центров (ГНЦ). Сегодня в нее входят: 58 организаций, трудятся более 81 тысячи человек, в том числе около 1800 докторов и 8500 кандидатов наук; 63 инновационно-технологических центра (ИТЦ). На базе наиболее мощных ИТЦ создаются инновационно-промышленные комплексы (ИПК). Существуют технопарки , действуют наукограды . Наибольшую склонность к кооперации проявляют поставщики оборудования, материалов, компонентов, программных средств (примерно 8 проектов на одного участника), потребители продукции (6,5 проекта), научно-исследовательские организации ( 4,3 проекта), партнеры в составе группы, то есть внутри образованных союзов и объединений (3,6 проекта). Высшие учебные заведения занимают предпоследнее место по стремлению к кооперации (2,4 проекта). В России практически отсутствует рынок интеллектуальной собственности, с процессами передачи которой во многом связано развитие инноваций, хотя имеется значительный задел готовых результатов научно-исследовательской деятельности в виде патентов, лицензий. Общее количество зарегистрированных договоров на использование изобретений (лицензионных и об уступке на изобретение) в 2002 году составило 2022, то есть 12,8%. В первую тройку лидеров торговли промышленной собственностью с 1997 по 2002 года устойчиво входили медицина, химия и нефтехимия.

Попеременно в тройку лидеров торговли включались – машиностроение, станкостроение, производство инструментов, легкая и пищевая промышленность. Для совершенствования процессов передачи интеллектуальной собственности и повышения коммерческого эффекта исследований и разработок, финансируемых из бюджета, целесообразно провести ряд мер. В первую очередь необходимо унифицировать и упростить патентные процедуры, правила передачи и управления интеллектуальной собственностью, созданной в результате проведения НИР на бюджетные средства.

Требуется четкая регламентация процессов трансфера технологий, создаваемых на средства государства, в отрасли промышленности. Таким образом, осуществление этих мер будет способствовать формированию в России современной национальной инновационной системы.

Заключение.

Решение рассмотренных проблем будет, на наш взгляд, способствовать формированию в России современной инновационной системы, представляющей собой совокупность государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий.

Возможные этапы решения этих проблем можно представить следующим образом. · Создание предварительных условий для форсированного перехода на инновационный путь развития: активизация инновационного потенциала предпринимательской среды; подготовка концептуальной, институциональной и законодательных основ для ведения современной системы взаимодействий в научно-технической и инновационных сферах между государством, научнотехническим сектором и промышленностью; организация постоянного мониторинга и экспертизы действующей законодательной базы, регулирующей деловую активность, инновационную и научно-техническую деятельность и практику применения законодательных норм на предмет ее соответствия сложившимся международным стандартам. · Формирование сетевых взаимодействий: организация постоянного процесса выявления и мониторингов факторов и барьеров, препятствующих инновационной деятельности; введение в практику разработанных институциональных инструментов; проведение реформы государственного программирования; поэтапное введение там, где это необходимо, разработанных схем государственного содействия процессам трансфера технологий; выявление существующих сетей и кластеров в России. · Кластеризация инновационной системы – переход при проведении государственной научно-технической и инновационной политики от поддержания отдельных фирм и организаций, ведущих НИР, к поддержке развития кластеров связанных между собой фирм и организаций, проводящих исследования и разработки.

Конституционное (государственное) право России

Маркетинг, товароведение, реклама

Психология, Общение, Человек

Менеджмент (Теория управления и организации)

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

Педагогика

Юридическая психология

Бухгалтерский учет

Искусство

Банковское дело и кредитование

Уголовный процесс

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

Экономика и Финансы

Политология, Политистория

Программное обеспечение

Социология

История

Литература, Лингвистика

Уголовное право

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Техника

Материаловедение

Религия

Культурология

Физика

Физкультура и Спорт

География, Экономическая география

Философия

Программирование, Базы данных

Экскурсии и туризм

Компьютерные сети

Сельское хозяйство

Гражданская оборона

Теория государства и права

Геология

Медицина

Биология

Нероссийское законодательство

Разное

Экономико-математическое моделирование

Химия

Охрана природы, Экология, Природопользование

Технология

Астрономия

Металлургия

Земельное право

Ветеринария

Транспорт

Математика

Военное дело

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Компьютеры и периферийные устройства

Военная кафедра

История отечественного государства и права

Муниципальное право России

Налоговое право

Таможенное право

Геодезия, геология

Право

Москвоведение

История экономических учений

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Банковское право

Музыка

Компьютеры, Программирование

Международное право

Семейное право

Радиоэлектроника

Финансовое право

Биржевое дело

Архитектура

История государства и права зарубежных стран

Историческая личность

Российское предпринимательское право

Гражданское право

Правоохранительные органы

Ценные бумаги

Криминалистика и криминология

Гражданское процессуальное право

Трудовое право

Административное право

Страховое право

Геодезия

Экологическое право

Пищевые продукты

Здоровье

История политических и правовых учений

Подобные работы

Лидерство и власть в организации

echo "Изучение того, почему определенные методы дают результат, и рассуждение о том, как эффективнее всего выполнять свои функции — это все интересные, но чисто интеллектуальные упражнения. Однако ни

Оценка риска инвестиционного проекта

echo "Явление сопровождающее любое совершаемое действия во всех областях. Риск это вероятность возникновения каких либо последствий, отрицательных или положительных. Риск возникает вероятность наступл

Сертификация продукции

echo "Россия была одной из немногих европейских стран, не имевших общегосударственной системы сертификации, что крайне отрицательно сказывалось (и сказывается до настоящего времени) как на безопасност

Понятие интеллектуального капитала организации и пути его повышения

echo "Фундаментальным критерием экономического роста все более становится понимание человеческих и интеллектуальных ресурсов и использование их на практике. Основой деятельности современной фирмы, ее

Организация работ холодного цеха ресторана высшего класса на 100 посадочных мест

echo "Французскому физиологу Брмат-Саварену принадлежит выражение: «Животное насыщается, человек ест, умный человек умеет питаться». «Уметь питаться» ничего общего не имеет с утолением голода. Умение

Изучение и анализ рынка товаров, закупаемых и реализуемых торгово-закупочным предприятием (на примере Белгородского территориального фонда обязательного медицинского страхования)

echo "Условимся далее по тексту торгово-закупочное предприятие именовать словом предприятие. Предприятию важно иметь больше потенциальных поставщиков, чем ему необходимо. Чем больше поставщиков, заин

Подбор торгового персонала

echo "Методы торговли стали значительно разнообразней. В сфере торговли мы наблюдаем интенсивное развитие мелкого, среднего и крупного сетевого бизнеса. Созданы новые системы оптово - розничных отнош

Методы оценки и анализа рисков

echo "Неизвестна будущая стоимость акций, купленных сегодня, неизвестна оплачиваемость специальности, которую желает получить студент, обучающийся в ВУЗе. Итак, когда люди не уверены в будущем, говоря