Жизнь и творчество В.С. ВысоцкогоПроизведения В.Высоцкого заучивали наизусть, переписывали друг у друга, пели в тесном дружеском кругу. Владимир Высоцкий был бунтарь-одиночка, он сознавал свою обречённость, но не допускал мысли о капитуляции. Его обострённое чувство справедливости, твердые жизненные принципы, неприятие подлости и фальши в людях, его смелость и дерзость высоко оценили простые люди, подарили поэту поистине народную любовь.
Первые годы своего детства жил с матерью – Ниной Максимовной в коммунальной квартире с множеством соседей. Затем была война. Два года В.Высоцкий жил с матерью в эвакуации в тяжёлых условиях, впрочем, как и многие в то время. Родители В.Высоцкого разошлись сразу после войны , и с 1947 года он стал жить с отцом. Со второй женой отца у Владимира сразу сложились хорошие отношения, они очень полюбили друг друга. Именно эта женщина занималась воспитанием и образованием В.Высоцкого, часто потакала ему, проявляла много внимания и заботы. В детстве Высоцкий был очень непоседливым, бесстрашным заводилой и проказником, но при этом он был очень добрым и щедрым, с уважением относился к старшим, был преданным и верным другом, всегда тактичным и воспитанным. С детства не терпел несправедливости, равнодушия или когда обижают слабого. Довольно рано В.Высоцкий пристрастился к чтению и музыке. В старших классах у него проявилась тяга к творчеству, к сочинительству, он начал посещать драмкружок. Родители хотели, чтобы сын стал инженером, и он, поддавшись родительскому влиянию, поступил в Московский инженерно-строительный институт. Проучившись полгода, В.Высоцкий бросил институт и поступил в Школу-студию МХАТа имени В.И.Немировича-Данченко на актёрское отделение. В 1960 году он закончил студию и поступил в Московский Драматический Театр имени А.С.Пушкина, начал сниматься в кино, исполнять свои первые песни. В 1964 году В.Высоцкий начал работать в Театре драмы и комедии на Таганке, где и проработал до конца жизни. В 1968 году вышла его первая пластинка с песнями из кинофильма «Вертикаль», а в 1973-1976 годах вышли ещё четыре авторских диска, записанных во Франции.
Садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты – труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают В.Высоцкому свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной Войны. Он продолжает жить в песнях, стихах, названиях улиц. Его именем названа малая планета. В 1987 году наконец пришло и официальное признание творчества В.С.Высоцкого. Ему посмертно вручена Государственная премия СССР.
Творческая жизнь В.Высоцкого была очень многогранна. Он и поэт, и актёр, и исполнитель песен. Чем бы он ни занимался, ко всему подходил серьёзно, творчески, основательно готовился и отдавал всего себя. В.Высоцкий был целеустремлённым человеком, к себе относился очень требовательно, работал на износ. Он часто спал по четыре часа в сутки, сочинял по ночам, а днём и вечером он работал в театре, снимался в кино, выступал с концертами. В.Высоцкий серьёзно увлекался искусством, готовясь к ролям много читал , слушал музыку, занимался боксом, верховой ездой, фехтованием. Всё это делало его роли и стихи правдивыми, искренними. В своих стихах и песнях комического жанра В.Высоцкий с легкостью менял социальные маски, добиваясь абсолютной узнаваемости гротескных «зарисовок с натуры». В серьёзных песнях и драматических ролях наружу пробивалась бурлящая, глубинная сила, рвущая душу тоска по справедливости. Рвусь из сили из всех сухожилий, Но сегодняопять как вчера: Обложили меня, обложилиГонят весело на номера! … > Наши ноги и челюсти быстры,- Почему же вожак,- дай ответМы затравленно мчимся на выстрел И не пробуемчерез запрет?! > Я из повиновения вышел – За флажки, - жажда жизни сильней! Только сзади я радостно слышал Удивлённые крики людей. «Охота на волков» Поэт примерял на себя характеры и судьбы других людей, реальных и выдуманных, смешных и серьёзных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить. В.Высоцкий много импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал, причём всегда убедительно и талантливо.
Должно быть, он примет не знал,- Народец праздный суесловит.- Смерть тех из нас всех прежде ловит, Кто понарошку умирал. Коль так, Макарыч, - не спеши, Спусти колки, ослабь зажимы, Пересними, перепиши, Переиграй, - останься живым! Другу Леониду Енгибарову, умершему на сцене цирка: …Не за славу, не за плату,
Посоветуйте, вы все, ну как мне быть? Так и есть, что негр титул мой забрал. Если б ту черту да к чёрту отменить – Я б Америку догнал и перегнал!...
Красота – среди бегущих Первых нет и отстающих! Бег на месте общепримиряющий. «Утренняя гимнастика» 1968г. И конечно же любовь. В.Высоцкий в полной мере испытал это чувство, и об этом свидетельствуют его стихи. «Баллада о любви» Когда вода Всемирного потопа Вернулась вновь в границы берегов, Из пены уходящего потока На сушу тихо выбралась Любовь – И растворилась в воздухе до срока, А срока было сорок сороков… Я поля влюблённым постелю – Пусть поют во сне и наяву!.. Я дышу, и значит – я люблю! Я люблю, и значит – я живу! И много будет странствий и скитаний: Страна Любви – великая страна! И с рыцарей своих – для испытаний – Всё строже станет спрашивать она: Потребует разлук и расстояний, Лишит покоя, отдыха и сна… > Но многих захлебнувшихся любовью Не докричишься – сколько ни зови, - Им счёт ведут молва и пустословье, Но этот счёт замешан на крови. А мы поставим свечи в изголовье Погибших от невиданной любви… И душам их дано бродить в цветах, Их голосам дано сливаться в такт, И вечностью дышать в одно дыханье, И встретиться – со вздохом на устах – На хрупких переправах мирозданья. Свежий ветер избранных пьянил,
Сколько версий, сколько спора Возникает тут и там! Знают про киноактёра Даже больше, чем он сам… «Песенка киноактёра» 1970г. …И нефть пошла! Мы, по болотам рыская, Не на пол-литра выиграли спор – Тюмень, Сибирь, земля хантымансийская Сквозила нефтью из открытых пор. И бил фонтан и рассыпался искрами, При свете их я Бога увидал: По пояс голый, он с двумя канистрами Холодный душ из нефти принимал. «Тюменская нефть»1972г. *** Товарищи учёные, доценты с кандидатами! Замучились вы с иксами, запутались в нулях, Сидите, разлагаете молекулы на атомы, Забыв, что разлагается картофель на полях. …Так приезжайте, милые, - рядами и колоннами! Хотя вы все там химики и нет на вас креста, Но вы ж все там задохнетесь за синхрофазотронами, - А тут места отличные – воздушные места! «Товарищи учёные»1972г.
Лукоморья больше нет, От дубов простыл и след, - Дуб годиться на паркет – Так ведь нет: Выходили из избы Здоровенные жлобы – Порубили все дубы на гробы. Ты уймись, уймись, тоска, У меня в груди! Этотолько присказка, Сказка – впереди. Тридцать три богатыря Порешили, что зазря Берегли они царя и моря, - Кажный взял себе надел – Кур завёл и в нём сидел, Охраняя свой удел не у дел. И невиданных зверей, Дичи всякой – нету ей: Понаехало за ей егерей… В общем, значит, не секрет: Лукоморья больше нет, - Всё, про что писал поэт, это – бред. «Лукоморья больше нет»1967г. ````` В заповеднике (вот в каком забыл) Жил да был Козёл – роги длинные, - Хоть с волками жил – не по-волчьи выл – Блеял песенки всё козлиные. Жил на выпасе, возле озерка, Не вторгаясь в чужие владения, - Но заметили скромного Козлика И избрали в козлы отпущения! Не противился он, серенький, насилию со злом,
Наверное, у каждого человека, который знаком с творчеством В.Высоцкого, есть « свой собственный Высоцкий», его стихи и песни, которые нравятся больше других, потому что они чем-то роднее и ближе. Есть такое стихотворение и у меня. «Я не люблю» Я не люблю фатального исхода, От жизни никогда не устаю. Я не люблю любое время года, В которое болею или пью. Я не люблю холодного цинизма, В восторженность не верю, и ещё – Когда чужой читает мои письма, Заглядывая мне через плечо. Я не люблю уверенности сытой, Уж лучше пусть откажут тормоза. Досадно мне, коль слово» честь» забыто И коль в чести наветы за глаза. Когда я вижу сломанные крылья – Нет жалости во мне, и неспроста. Я не люблю насилья и бессилья. Вот только жаль распятого Христа. 1969 г.
Настолько был убедителен и правдив В.Высоцкий в своём творчестве. Откуда же у поэта столь подробное знание деталей военного быта, столь глубокое проникновение в героизм и трагизм войны? Сам В.Высоцкий говорил, что эта тема в его стихах и песнях подсказана не только воображением, но и рассказами фронтовиков. Его отец, дядя, их друзья были фронтовиками, имели боевые награды. Рассказы этих людей, беседы крепко засели в голове у маленького Владимира. Он постоянно цеплялся с вопросами о войне к друзьям отца, а в последствии их рассказы нашли отражение в творчестве поэта, им он посвящал стихи и песни. Дважды Герою Советского Союза Н. М. Скоморохову и его погибшему другу В.Высоцкий посвятил «Балладу о погибшем лётчике». Всю войну под завязку я всё к дому тянулся, И хотя горячился – воевал делово,- Ну а он торопился, как-то раз не пригнулся – И в войне взад-вперёд обернулся за два года – всего ничего. Не слыхать его пульса С сорок третьей весны, - Ну а я окунулся в довоенные сны И гляжу я дурея, и дышу тяжело: Он был лучше, добрее, - Ну а мне - повезло. Он уснул – не проснулся, Он запел – не допел. Так что я вот вернулся, Глядите – вернулся, - Ну а он не успел. Мне очень нравится и то, что В.Высоцкий писал не только о героизме, но и о том, какой ценой доставалась победа, сколько горя и боли принесла война людям, сколько жизней унесла.
Наконец-то нам дали приказ наступать, Отбирать наши пяди и крохи. – Но мы помним, как солнце отправилось вспять И едва не зашло на востоке. Мы ползём, бугорки обнимаем, Кочки тискаем – зло, не любя, И коленями Землю толкаем – От себя, от себя! Здесь никто б не нашёл, даже если б хотел, Руки кверху поднявших. Всем живым ощутимая польза от тел: Как прикрытье используем павших. Я ступни свои сзади оставил, Мимоходом по мёртвым скорбя, - Шар земной я вращаю локтями – От себя, от себя! Кто-то встал в полный рост и, отвесим поклон, Принял пулю на вдохе, - Но на запад, на запад ползёт батальон, Чтобы солнце взошло на востоке. Руки, ноги – на месте ли, нет ли. – Как на свадьбе росу пригубя, Землю тянем зубами за стебли – На себя! На себя! …> «Мы вращаем Землю»1972г. Он писал о том, как не хотелось умирать солдатам, что им было и страшно, и горько терять жизнь, что любой герой , прежде всего человек. Но всё же долг перед Родиной оказывался выше страха смерти.
Родителей моих в ту зиму ангелы прибрали, А я боялся – только б не упасть! «Ленинградская блокада»1961г. Такие стихи Высоцкого, как «Штрафные батальоны» и «Все ушли на фронт» позволяют нам понять, насколько сильна в русском человеке любовь к Родине, даже если есть обида на власть. …Считает враг: морально мы слабы, - За ним и лес и города сожжёны. Вы лучше лес рубите на гробы – В прорыв идут штрафные батальоны! …За грехи за наши нас простят, Ведь у нас такой народ:
Почему всё не так? Вроде – всё как всегда: То же небо – опять голубое, Тот же лес, тот же воздух и та же вода… Только – он не вернулся из боя. То что пусто теперь, - не про то разговор: Вдруг заметил я – нас было двое… Для меня – будто ветром задуло костёр, Когда он не вернулся из боя. Нынче вырвалась, словно из плена, весна. По ошибке окликнул его я: «Друг, оставь покурить!» - А в ответ – тишина… Он вчера не вернулся из боя. Нам и места в землянке хватало вполне, Нам и время текло – для обоих… Всё теперь – одному, - только кажется мне – Это я не вернулся из боя. «Он не вернулся из боя»1969г. Много героев было на войне, но ещё, неизмеримо больше было солдат, о подвиге которых никто не узнает , а их родным пришло обнадёживающее – «без вести пропал». «Братские могилы» На братских могилах не ставят крестов, И вдовы на них не рыдают ,– К ним кто-то приносит букеты цветов, И Вечный огонь зажигают.
Закончилась страшная война, но какие глубокие раны оставила она в душах и сердцах фронтовиков. Как трудно было многим вливаться в мирную жизнь, когда перед глазами ещё взрывались снаряды и гибли друзья, и время от времени взрывалась душа фронтовика. В.Высоцкий писал и об этом. «Случай в ресторане» В ресторане по стенкам висят тут и там – «Три медведя», «Заколотый витязь»… За столом одиноко сидит капитан. «Разрешите?» - спросил я «Садитесь!» «Ну так что же, - сказал, захмелев, капитан, - Водку пьёшь ты красиво, однако. А видал ты вблизи пулемёт или танк? А ходил ли ты, скажем, в атаку? В сорок третьем под Курском я был старшиной, - За моею спиною – такое… Много всякого, брат, за моею спиной, Что б жилось тебе, парень, спокойно!» 1967г. Стихи и песни В.Высоцкого о войне - очень интонационно и психологически достоверны. Это прежде всего стихи о настоящих людях, людях из плоти и крови, сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить жизнь, Родину, такие люди не подведут. Ведь недаром, даже в мирной жизни, моральные качества человека меряют по военному принципу: «Можно ли с ним пойти в разведку?»
Поэтому слышим нередко, Сейчас, как тогда: «Ты бы пошёл с ним в разведку? Нет или да?» 1968г.
Произведения поэта можно услышать не только из окон квартир, машин, в клубах и в походах у костра, но и за полярным кругом, в кабине самолёта и даже в космосе. Его песня «О друге» - любимая песня многих российских космонавтов. Лучшие стихи и песни В.Высоцкого – для жизни. Они помогают людям пережить трудные времена. В его произведениях неистощимая сила, не показная нежность и размах души человеческой, а ещё в них есть память, память пройденных дорог и промчавшихся лет, наша память и история. Как многие великие В.Высоцкий молодым ушёл из жизни, на пике своего творчества. Он горел, освещал, согревал в ущерб своему здоровью, растрачивая жизненные силы. Изучив жизненный путь и творчество В.Высоцкого, мне почему-то пришло на память стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта», посвящённое А. С. Пушкину. Мне кажется, в какой-то мере его можно отнести и к В. Высоцкому: …Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар? Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок… По моему мнению, признай власть творчество В. Высоцкого при жизни поэта, он прожил бы дольше. А вот были бы при этом его стихи и песни также глубоки и интересны? Прочитав предсмертное стихотворение В. Высоцкого, я ещё раз вспомнил А. С. Пушкина: Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа, Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживёт и тленья убежит – И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
Постой один среди могил, Почувствуй бег минут. Ты помнишь, как я петь любил, Как распирало грудь!!! Теперь ни голоса, ни сил, Чтоб губы разомкнуть. И воскресают словно сон Былые времена И в хриплый мой магнитофон Влюбляется страна. Я пел, и грезил, и творил: Я многое успел Какую женщину любил!!! Каких друзей имел!!! Прощай Таганка и кино, Прощай зелёный мир! В могиле страшно и темно, Вода течет из дыр. Спасибо друг, что посетил Приют печальный мой Мы все здесь узники могил, А ты один - живой. За всё, чем дышишь и живёшь Зубами, брат, держись Когда умрёшь, тогда поймёшь, Какая штука жизнь. Прощай! (Себя я пережил В кассете…!) И песни, что для вас сложилПереживут века.
|
Конституционное (государственное) право России
Маркетинг, товароведение, реклама
Психология, Общение, Человек
Менеджмент (Теория управления и организации)
Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика
Педагогика
Юридическая психология
Бухгалтерский учет
Искусство
Банковское дело и кредитование
Уголовный процесс
Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство
Экономика и Финансы
Политология, Политистория
Программное обеспечение
Социология
История
Литература, Лингвистика
Уголовное право
Международные экономические и валютно-кредитные отношения
Техника
Материаловедение
Религия
Культурология
Физика
Физкультура и Спорт
География, Экономическая география
Философия
Программирование, Базы данных
Экскурсии и туризм
Компьютерные сети
Сельское хозяйство
Гражданская оборона
Теория государства и права
Геология
Медицина
Биология
Нероссийское законодательство
Разное
Экономико-математическое моделирование
Химия
Охрана природы, Экология, Природопользование
Технология
Астрономия
Металлургия
Земельное право
Ветеринария
Транспорт
Математика
Военное дело
Конституционное (государственное) право зарубежных стран
Компьютеры и периферийные устройства
Военная кафедра
История отечественного государства и права
Муниципальное право России
Налоговое право
Таможенное право
Геодезия, геология
Право
Москвоведение
История экономических учений
Государственное регулирование, Таможня, Налоги
Банковское право
Музыка
Компьютеры, Программирование
Международное право
Семейное право
Радиоэлектроника
Финансовое право
Биржевое дело
Архитектура
История государства и права зарубежных стран
Историческая личность
Российское предпринимательское право
Гражданское право
Правоохранительные органы
Ценные бумаги
Криминалистика и криминология
Гражданское процессуальное право
Трудовое право
Административное право
Страховое право
Геодезия
Экологическое право
Пищевые продукты
Здоровье
История политических и правовых учений
Подобные работы
Пушкинские реминисценции в творчестве Анны Ахматовой
echo "Выяснению истинной роли поэтического наследия Пушкина в становлении «таинственного песенного дара» Ахматовой в некоторых случаях, вероятно, препятствовала и присущая ей скромность. В рукописи св
Идеал семьи в романе Л.Н.Толстого "Война и Мир"
echo "Новомосковск 2007 г . Содержание. I .Введение..................................................................................................................3 II .Идеал семьи в романе Л.Н.Толс
Творчество поэта серебряного века А.Белого
echo "История возникновения термина «серебряный век» многое объясняет в его содержании, стремлении заменить им скучноватое понятие «предреволюционная литература». Этот термин родился в среде русской п
Раскольников и Соня
echo "Родион Раскольников и Соня Мармеладова – это два главных героя этого произведения. Именно их мировоззрение и составляет идейную часть романа «Преступление и наказание». Раскольников Родион Рома
Новый человек в представлении Гончарова («Обломов») и Тургенева («Отцы и дети»)
echo "Штольцу же в романе около 30 лет. Он сын немецкого бюргера и русской дворянки. Взгляды его родителей на воспитание сына кардинально различались – если мать желает видеть в своем Андрее настояще
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»
echo "Стремление Чацкого — служить отечеству, «делу, а не людям». Он ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. И что же видит он вок
Вся жизнь – один чудесный миг…(А.С. Пушкин)
echo "Многие из его каламбуров передавались в обществе, как образчики необыкновенного остроумия… Надежда Осиповна, мать поэта, была балованное дитя, окруженное с малолетства угодливостью, потворством
Образ мещанина в творчестве М. М. Зощенко
echo "Сначала ругали, теперь хвалят. Но причиной критики были и остаются персонажи его «комедий быта». В реферате раскрывается образ мещанина зощенковского времени. Я попытался показать характеры и по