Раскольников и Соня

Раскольников и Соня

Родион Раскольников и Соня Мармеладова – это два главных героя этого произведения.

Именно их мировоззрение и составляет идейную часть романа «Преступление и наказание». Раскольников Родион Романович, по первоначальному замыслу Достоевского, герой поддается “недоконченным ” идеям, которые носятся в воздухе. Сам Достоевский в письме издателю М.Н.Каткову четко перескажет сюжет будущего произведения: 'Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в крайней бедности, ...поддавшись некоторым странным неоконченным идеям..., решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну старуху...' При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет употребить на благие цели: окончить курс в университете, помочь матери и сестре, уехать за границу и 'потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству'. В этом высказывании Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы: 'студент, живущий в крайней бедности' и 'поддавшись некоторым странным неоконченным идеям'. Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания причинно-следственной связи романа. Что было раньше: бедственное положение героя, приведшее к болезни и к болезненной теории или теория, явившаяся причиной ужасного положения Раскольникова.

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни.

Своего героя, Ф. М. наделил прекрасными качествами: «Родион был замечательного хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен.' В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие.

Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную.

Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с которым был едва знаком. Он презирает тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. Герой изображается великодушным мечтателем, гуманистом, жаждущим осчастливить все человечество.

Пытаясь помогать обездоленным, он приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла.

Главным для Раскольникова становится свобода и власть, которую он может употребить, как ему заблагорассудится – на добро или на зло.

Теорию Раскольникова нельзя назвать совершенной. В ней недостаточно точности, поэтому у всякого, кто с ней ознакомится, несомненно, возникнет множество вопросов, как возникли они у Порфирия Петровича.

Многое в этой теории можно опровергнуть, но нельзя также не заметить присутствия в теории очевидных фактов. Всё это доказывает, что Раскольников недодумал свою теорию до конца, не откорректировал её. Одной из неточностей теории Раскольникова является деление людей на “обыкновенных” и “необыкновенных”. Этот принцип классификации общества невероятно поверхностен и допускает огромное число исключений.

Деление Раскольникова опровергается в романе самим Достоевским. Автор в своём произведении, кроме Раскольникова, показывает и других замечательных героев, к которым относятся мать Раскольникова, его сестра, Разумихин, Соня и т. д. Как же их разделить по принципу Раскольникова, если Раскольников не мог точно и себя отнести к тому или иному классу? Выходит, всех этих людей стоит отнести к “тварям дрожащим”, и по логике его теории, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, так как каждый из них, скорее всего не дал бы права себе на устранение препятствий, какие бы светлые и полезные цели ни преследовал. Но с другой стороны каждый человек-индивидуальность, каждый человек, в каком-то смысле, велик и не может относиться к серой массе. По крайней мере, для данных героев это очевидно. Вот уже и выявился один из недостатков теории Раскольникова, возникшей из-за её недодуманности.

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу 'все дозволено', но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям.

Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий 'хозяев жизни', сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные два характера считает, что человеку, обладающему силой и злостью, 'все дозволено'. Впервые о судьбе Сони Раскольников услышал от её отца, во время встречи с ним в одном из трактиров.

Мармеладов рассказал, что когда Соне было четырнадцать лет, у неё умирает мать, и он женился на Катерине Ивановне, которая не жаловала Соню, так как у неё самой было три маленьких ребёнка. ''Воспитания, как и представить, можете, Соня не получила''. Отец пробовал заниматься с ней географией и историей, но сам не был силен в этих предметах и, поэтому ничему не научил Соню. После увольнения Мармеладова со службы и долгих скитаний его семьи по стране, он, наконец, нашёл работу, но его снова выгнали, теперь уже из-за пьянства, и его семья оказалась в безнадёжном положении. Видя, как страдает Катерина Ивановна и маленькие дети, Соня решила пожертвовать собой во благо семьи, и ''принуждена была взять жёлтый билет''. Исповедь Мармеладова убеждает, что Соня ''переступила'', чтобы спасти от голодной смерти сестёр, чахоточную мачеху Катерину Ивановну и пьяницу-отца.

Глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить Сонечке Мармеладовой, именно ей, а не Порфирию решает поведать Раскольников свою страшную, мучительную тайну.

Заметим, что герой испытывает при этом уже знакомые нам противоречия между своими мыслями и поступками, между головой и сердцем. Само желание открыться перед Сонечкой у Раскольникова получает двойственную мотивировку.

Сознательно он так определяет цель своего визита к Сонечке: 'Он должен был объявить ей, кто убил Лизавету'. Объявить! Этот вариант признания Раскольников рассматривает как вызов 'безропотной' героине, 'дрожащей твари', как попытку пробудить и в ней гордый протест и найти союзницу по преступлению. Но одновременно что-то сопротивляется в душе героя такой 'вызывающей' форме признания, он тут же отталкивается от принятого решения, 'точно отмахиваясь от него руками: 'Надо ли сказывать, кто убил Лизавету?'. И тут подхватывает героя другое, странное, необъяснимое чувство, 'что не только нельзя не сказать, но даже и отдалить эту минуту... невозможно. Он еще не знал, почему невозможно'. Но мы-то уже знаем, почему. В его душе нарастает желание признаться по иным, не совсем ясным, подсознательным мотивам: Раскольников больше не может держать в себе мучительное чувство преступности. В первый момент встречи он еще искушает Сонечку, пытается пробудить и в ней чувство индивидуалистического бунта. Но Достоевский подмечает 'выделанно-нахальный' и 'бессильно-вызывающий' тон искушения. Герой уже не может осуществить задуманный им 'вызывающий' вариант признания: 'Он хотел улыбнуться, но что-то бессильное и недоконченное сказалось в его бледной улыбке'. В лице Сони Раскольников встречает человека, который пробуждается в нем самом и которого он еще преследует как слабую и беспомощную 'дрожащую тварь': 'Он вдруг поднял голову и пристально поглядел на нее; но он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак'. 'Натура' требует от героя, чтобы он поделился с Сонечкой страданиями от преступности своей, а не вызывающей манифестацией ее. К такому варианту признания зовет Раскольникова христиански-сострадательная Сонечкина любовь. Не случайно, что мотив признания перекликается в романе с эпизодом убийства Лизаветы.

Ощущения героя в обоих случаях в чем-то аналогичны. Ведь и в момент преступления он рассчитывал на хладнокровие, но, когда пробил час, все вышло не так. Столь же неожиданным получилось и признание. 'Он совсем, совсем не так думал открыть ей, но вышло так'. Раскольников хотел найти в Соне союзницу по преступлению, а нашел союзницу по наказанию.

Вместо того чтобы сыграть роль демона-искусителя, он обернул к Соне 'мертвенно-бледное лицо' несчастного страдальца.

Дьявольское уступило место христианскому, человеческому. 'Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете?' - воскликнула она, как в исступлении, не слыхав его замечания, и вдруг заплакала навзрыд, как в истерике. Давно уже незнакомое чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах'. Не случайна тут скрытая цитата Достоевского из лермонтовского 'Демона': Он хочет в страхе удалиться... Его крыло не шевелится! И, чудо! из померкших глаз Слеза тяжелая катится... Эпизод признания перекликается в душе Раскольникова с эпизодом убийства Лизаветы еще и потому, что сострадательное существо героя чувствует, какую тяжесть обрушивает он своей страшной правдой на чуткую, ранимую натуру героини. Даже слабый жест защиты Сонечки поразительно напоминает Раскольникову жест Лизаветы в момент, когда топор был поднят над ее лицом: 'Она только чуть-чуть приподняла свою свободную левую руку, далеко не до лица, и медленно протянула ее к нему вперед, как бы отстраняя его'. Судьба Сонечки полностью опровергает близорукий взгляд Раскольникова-теоретика на окружающую жизнь. Перед ним отнюдь не 'дрожащая тварь' и далеко не смиренная жертва обстоятельств.

Вспомним, как отвечает она на богохульство Раскольникова: 'Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите!..' - вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него... 'Тут сам станешь юродивым! Заразительно!' - подумал он'. Именно потому и не липнет к Сонечке Мармеладовой 'грязь обстановки убогой'. В условиях, казалось бы, совершенно исключающих добро и человечность, героиня находит свет и выход, достойный нравственного существа человека и не имеющий ничего общего с индивидуалистическим бунтом Раскольникова. Герой глубоко заблуждается, пытаясь отождествить свое преступление с подвижническим самоотречением Сонечки: 'Ты тоже переступила, ты загубила жизнь свою'. Есть качественное различие между стремлением к добру через допущение зла по отношению к другим и самопожертвованием, добровольным, естественным, во имя сострадательной любви к ближним. 'Ведь справедливее,- восклицает Раскольников,- тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!' - 'А с ними-то что будет?' - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению... И тут только понял он вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой и со стуканьем об стену головою'. Самоотверженность Сони далека от смирения, она имеет социально активный характер, она вся направлена на спасение погибающих. Да и в христианской вере героини на первом плане стоит не обрядовая сторона, а практическая, действенная забота о ближних. Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион.

Раскольников отринул путы старой морали, понимая, кому она выгодна и кого она связывает. Соня же была во власти старой морали, она признавала все ее догмы, все правила церковных прописей. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. В развивающемся романе между Раскольниковым и Соней огромную роль играет взаимное уважение и взаимная сердечная деликатность, столь резко отличающиеся от нравов того общества.

Родион потому и смог признаться Соне в убийстве, что любил ее и знал, что и она его любит. Таким образом, в романе «Преступление и наказание» любовь - это не поединок отверженных, сведенных судьбой в единый союз и выбирающих, каким путем идти к общей цели - поединок двух правд.

Наличие линий соприкосновения и линии единения делало борьбу Сони с Раскольниковым небезнадежной, и если Соня в самом романе, до его эпилога, не победила и не переродила Раскольникова, то она, во всяком случае, способствовала окончательному крушению его бесчеловечной идеи.

Единственным выходом в сложившейся ситуации Соня видит публичное покаяние Раскольникова. Но, даже придя на Сенную площадь, он не испытывает облегчения не может признаться в том, что не принадлежит к высшему разряду и его теория не верна. ''Человека-то я убил, а принцип – нет''. Раскольников может смириться с жизнью на каторге, но с тем, что он обычный – нет. На Сенной площади Раскольникова приняли за пьяницу, потому что люди почувствовали его неискренность и внутреннее несогласие со своими действиями. После этого Раскольников отправляется в контору для признания в совершении убийства... Соня следует за Раскольниковым на каторгу. Там, навещая его каждый день, она завоёвывает уважение и любовь каторжников, они ласково называют её ''матушка ты наша… нежная, болезная'', а Раскольникова, наоборот, не принимают, интуитивно чувствуя, что Раскольников все равно относит себя к ''высшему разряду'', презирая их: '' Ты барин!'' – говорили они ему.

Конституционное (государственное) право России

Маркетинг, товароведение, реклама

Психология, Общение, Человек

Менеджмент (Теория управления и организации)

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

Педагогика

Юридическая психология

Бухгалтерский учет

Искусство

Банковское дело и кредитование

Уголовный процесс

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

Экономика и Финансы

Политология, Политистория

Программное обеспечение

Социология

История

Литература, Лингвистика

Уголовное право

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Техника

Материаловедение

Религия

Культурология

Физика

Физкультура и Спорт

География, Экономическая география

Философия

Программирование, Базы данных

Экскурсии и туризм

Компьютерные сети

Сельское хозяйство

Гражданская оборона

Теория государства и права

Геология

Медицина

Биология

Нероссийское законодательство

Разное

Экономико-математическое моделирование

Химия

Охрана природы, Экология, Природопользование

Технология

Астрономия

Металлургия

Земельное право

Ветеринария

Транспорт

Математика

Военное дело

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Компьютеры и периферийные устройства

Военная кафедра

История отечественного государства и права

Муниципальное право России

Налоговое право

Таможенное право

Геодезия, геология

Право

Москвоведение

История экономических учений

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Банковское право

Музыка

Компьютеры, Программирование

Международное право

Семейное право

Радиоэлектроника

Финансовое право

Биржевое дело

Архитектура

История государства и права зарубежных стран

Историческая личность

Российское предпринимательское право

Гражданское право

Правоохранительные органы

Ценные бумаги

Криминалистика и криминология

Гражданское процессуальное право

Трудовое право

Административное право

Страховое право

Геодезия

Экологическое право

Пищевые продукты

Здоровье

История политических и правовых учений

Подобные работы

История появления и развития журналистики

echo "Необходимость знания и понимания причин и предпосылок, способствующих появлению и становлению журналистики, поможет нам спрогнозировать ее дальнейшие тенденции и пути развития. Пражурналистика

Вся жизнь – один чудесный миг…(А.С. Пушкин)

echo "Многие из его каламбуров передавались в обществе, как образчики необыкновенного остроумия… Надежда Осиповна, мать поэта, была балованное дитя, окруженное с малолетства угодливостью, потворством

Жизнь и творчество В.С. Высоцкого

echo "Произведения В.Высоцкого заучивали наизусть, переписывали друг у друга, пели в тесном дружеском кругу. Владимир Высоцкий был бунтарь-одиночка, он сознавал свою обречённость, но не допускал мысл

Основные мотивы лирики в творчестве А. А. Фета

echo "Жизненный путь Фета начался с сурового испытания. Его мать Каролина Шарлотта Фет в 1820 году уехала из Германии с русским дворянином отставным ротмистром А.Н. Шеншиным. Вскоре родился Афанасий,

Борис Пастернак

echo "Пастернак — присутствие Бога в нашей жизни. А. Вознесенский Я полагаю, что высказывание Андрея Вознесенского о Пастернаке надо понимать как присутствие в нашей жизни поэтического мира, погружаяс

Рецензия на рассказ Куприна "Одиночество"

echo "Другой же тип, когда человек находится в обществе, его окружает много людей, но в то же время, он одинок, ему не с кем поговорить, и живет он в своем маленьком мирке, где нет места для других.

Рецензия на художественный фильм "Троя"

echo "События начинаются 3200 лет назад. Царь Спарты – Менелай больше не хочет войн, и поэтому он решается на мир с Троей, самым сильным противником Греческого государства. Ахиллес сражается на сторо

Анализ рассказа Набокова "Рождество"

echo "Сегодня же…». Главный герой произведения – Слепцов. Он потерял сына. Сын, видимо, был единственным близким человеком, единственным утешением, надеждой. Оттого–то и удивляется Слепцов тому, что