Методика бюджетирования в торговых организациях

Методика бюджетирования в торговых организациях

Поэтому очевидна необходимость сотрудничества бухгалтера-аналитика, менеджеров и маркетологов, специалистов по сбыту товаров. Этот реферат дан тебе, для прочтения и написания на его основе своей работы. Моя страховка – приписки типа этой, которые выдадут, что работа не твоя.

Экспертная оценка Бюджет продаж, как отмечают В.Э. Керимов, В.Б. Ивашкевич, Е.В. Иванова и другие экономисты, формируется как сверху вниз на базе стратегического планирования (например, исходя из емкости рынка, доли на рынке), так и снизу вверх с учетом объема потребностей на виды товаров [1 - 3]. При этом основным источником информации являются данные об объемах потребностей покупателей в натуральных и стоимостных показателях отдела маркетинга (отдела сбыта). Далее приведена предлагаемая форма бюджета продаж (розничного товарооборота), в целях упрощения рассмотренная на примере реализации нескольких видов товаров (табл. 1). Таблица 1 Бюджет продаж (за апрель 2005 г.)

Наименование товара Стоимость, руб. Объем розничного товарооборота
Количество, шт. Стоимость, руб.
Дискеты 15 100 1 500
Принтеры 7 000 6 42 000
Ксероксы 4 500 12 54 000
В приведенной форме бюджета отражены фактические показатели, не сравниваемые с планируемыми (прогнозными), поэтому такой бюджет может быть использован как статичный вариант предоставления информации о продажах товаров.

Естественно, в этом виде бюджет не представляет инструмента анализа и контроля продаж, позволяющего разработать предложения по увеличению сбыта товаров, оптимизации продаж в различных сегментах рынка и т.д.

Другая форма бюджета продаж, ориентированная на бюджетный анализ, представлена в материале, посвященном его методике бюджетирования. Затем определяется бюджет товарных запасов, который служит информационной базой бюджетов закупок, трудовых затрат и условно-переменных издержек обращения.

Подчеркнем, что бюджет товарных запасов должен строиться с учетом нормирования ресурсов и лимитов остатков товаров в каждом конкретном предприятии.

Традиционно в отечественной практике управления оборотными запасами товарный запас делится на три части: текущая, подготовительная и страховая части.

Вместе с тем, как пишет видный практик в области нормирования оборотных средств Р.А. Радионов, сегодня пропагандируются зарубежные логистические методы управления запасами, абсолютно не адаптированные под сложившуюся практику нормирования товарных запасов в российских предприятиях.

Процесс бюджетирования Возвращаясь к процессу формирования бюджета товарных запасов, отметим, что данный бюджет отражает расчет потребности торговой организации в товарах на определенный период, скорректированный на отклонения. Ниже представлена взаимосвязь товарооборота и товарных запасов в виде балансовой формулы: Т + П = РТО + Т , зн зк где Т , Т - объем товарных запасов на начало и конец зн зк отчетного периода (месяца, квартала и т.д.); П - объем закупок товаров; РТО - величина розничного товарооборота (в оптовых организациях - оптового товарооборота). Товарные запасы, рассчитанные на удовлетворение спроса покупателей, в определенных случаях должны превышать объем розничного товарооборота (например, если спрос на товары превышает предложение) в средних, и особенно в крупных, торговых организациях.

Спланированная величина товарных запасов позволит, с одной стороны, организовать бесперебойную торговлю, а с другой - не вызовет замораживания товарной массы и падения спроса.

Специалисты выделяют факторы, влияющие на величину товарных запасов: - объем и структура розничного товарооборота; - баланс спроса и предложения на товарном рынке; - порядок организации снабженческой деятельности; - уровень цен и их динамика; - физико-химические свойства товаров, влияющие на длительность хранения; - состояние материально-технической базы торговой организации и др. [1, 4]. В теории и практике управления товарными запасами используются различные способы их планирования, которые разделяются на статистические, технико-экономические и экономико-математические.

Наиболее простыми способами планирования, не требующими математической подготовки и больших трудовых затрат, являются статистические способы, в том числе абсолютные и относительные показатели.

Абсолютными показателями выступают объем розничного товарооборота, общая стоимость товарных запасов и т.д. К относительным показателям относится уровень товарных запасов в днях оборота, рассчитываемый в виде соотношения объема товарных запасов на установленную дату и однодневного товарооборота.

Данный коэффициент свидетельствует об обеспеченности товарными запасами процесса торговли в организации и характеризует число дней, на которое рассчитан планируемый объем товарных запасов. На величину товарных запасов влияет товарооборачиваемость, отражающая интенсивность их использования в сфере обращения.

Товарооборачиваемость определяется по формуле: О = З / Т , с о где О - товарооборачиваемость, дни; З - средний товарный запас за период; с Т - однодневный товарооборот. о Как отмечалось ранее, в состав операционного бюджета включаются бюджет закупок и бюджет товарных запасов. Их разделение целесообразно в бюджетировании хозяйственной деятельности крупных торговых организаций, где есть потребность в расчетах больших объемов товарных запасов, определении бюджетов закупок по центрам ответственности (по магазинам, лоткам и пр.). В средних торговых организациях эти бюджеты следует объединить в сводный бюджет закупок товаров (товарной продукции). Пример сводного бюджета закупок и товарных запасов ОАО 'Матрица' приведен в табл. 2. Таблица 2 Сводный бюджет закупок и товарных запасов ОАО 'Матрица'

N п/п Показатель Наименования товарных групп Итоговая сумма
Дискеты Картриджи Кардридеры
1 Объем товарных запасов на конец отчетного периода (года) 1 500 560 240 2 300
2 Объем розничного товарооборота 18 000 400 000 44 000 462 000
3 Прочее выбытие товаров (лом, бой) - 3 000 - 3 000
4 Величина потребности в товарах 19 500 403 560 44 240 467 300
5 Объем товарных запасов на конец отчетного периода (года) 1 040 230 195 965
6 Величина закупки товаров 18 460 403 330 44 045 465 835
Следующим этапом бюджетирования в торговых организациях является определение бюджетов условно-постоянных и условно-переменных издержек обращения.

Наибольшую трудность при формировании названных бюджетов вызывает, на взгляд автора, экономически обоснованное разделение совокупности издержек обращения на условно-постоянные и условно-переменные издержки.

Замечу, что во многих учебниках, учебных пособиях по экономике, экономическому анализу, финансам организаций, бухгалтерскому учету издержки обращения носят названия 'постоянные' и 'переменные'. Однако сами авторы указывают на условность такого деления. Так, В.А. Чернов, рассматривая методику анализа издержек обращения, пишет: '...Деление издержек на переменные и постоянные условно, так как в определенных случаях переменные затраты могут стать постоянными, а постоянные - переменными' [5]. Вместе с тем большинство торговых организаций нуждается в четкой градации массы издержек обращения на две группы - условно-постоянные и условно-переменные издержки обращения, логически и экономически обоснованные с позиции влияния на формирование себестоимости товарной продукции (товаров). Группировку следует осуществлять на основе Методических рекомендаций по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли, утвержденных Комитетом по торговле РФ и Минфином России 20.04.1995 N 1-550/32-2. Сразу оговоримся, что данный документ используется в целях управленческого учета и анализа, не подменяя Налогового кодекса, установившего собственный перечень прямых и косвенных затрат в целях налогообложения.

Поэтому эта классификация преследует цель выявления резервов минимизации издержек обращения на основе управленческого анализа, методология и методика которого рассмотрены далее.

Анализ практики учета издержек обращения в исследованных торговых организациях, их анализа и планирования позволил выделить из совокупности издержек обращения следующие виды условно-постоянных издержек обращения, расположенные по степени их значимости: 1) расходы на оплату труда; 2) отчисления на социальные нужды; 3) амортизация основных средств и нематериальных активов; 4) расходы на хранение, подработку, подсортировку, упаковку товаров; 5) потери товаров и технологические отходы; 6) расходы по эксплуатации инвентаря и хозяйственных принадлежностей . -------------------------------- Названия издержек обращения, за некоторым исключением, даются в трактовке указанных Методических рекомендаций.

Данная группировка явно противоречит разделению издержек обращения на условно-постоянные и условно-переменные, представленному В.А. Черновым в интересном и качественном учебном пособии, посвященном экономическому анализу в торговле . -------------------------------- Чернов В.А. Экономический анализ. - М.: Финансы и статистика, 2005. Поскольку позиция д. э. н. В.А. Чернова отражает научный взгляд школы, сложившейся в Российском государственном торгово-экономическом университете, внесшей огромный вклад в развитие бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита в торговле, считаю необходимым обосновать позицию относительно приведенной группировки издержек обращения. В основе указанной группировки лежит действие фактора постоянного наличия определенных издержек в составе себестоимости, а также логические рассуждения относительно роста или снижения издержек обращения из-за снижения интенсивности торговой деятельности. Этот принципиально новый подход отличается от сложившегося разделения издержек обращения в зависимости от увеличения объема продаж (производства). Введение этого фактора - присутствие тех или иных издержек обращения в торговой организации - позволяет затем осуществить их деление по исторически обусловленной зависимости от темпов роста или снижения товарооборота.

Дополнительным аргументом в пользу применения названного признака классификации являются приведенные О.Д. Кавериной результаты поведения затрат в европейских странах и Японии.

Согласно ее данным практически все издержки обращения, отнесенные автором к условно-постоянным издержкам, аналогичным образом включены в состав тех же издержек. На основе предложенного перечня статей условно-переменных издержек обращения формируется соответствующий бюджет, структура которого в значительной мере определяется направлениями использования (управление, контроль, анализ). В настоящее время отсутствуют типовые формы бюджетов условно-переменных и условно-постоянных издержек обращения, в связи с чем представленный далее бюджет носит рекомендательный характер и может быть трансформирован в зависимости от целей управления (табл. 3). Привет, воровать работы из сети классно? Таблица 3 Примерная форма бюджета условно-постоянных затрат ОАО 'Матрица'

N п/п Наименования статей издержек обращения Товар А Товар Б Товар С Итого
1 Расходы на оплату труда 250 300 150 700
2 Отчисления на социальные нужды 65 78 39 182
3 Амортизация основных средств и нематериальных активов 30 87 54 171
4 Расходы на хранение, подработку, сортировку товаров 12 10 23 45
5 Потери товаров и технологические отходы - 21 11 32
6 Расходы по эксплуатации и содержанию инвентаря 17 23 55 95
Итого... 59 141 133 343
Приведенный формат бюджета условно-постоянных издержек обращения дает возможность подсчета их суммы как по каждому товару, так и их суммы по определенной статье издержек обращения по всем товарам.

Рассмотренный бюджет имеет статичный характер, поэтому в целях экономического анализа его необходимо расширить на счет включения граф 'Величины отклонений фактических издержек от нормативных (плановых)', 'Причины отклонений', 'Виновники отклонений', 'Мероприятия по устранению отклонений'. Кроме того, издержки рекомендуется 'привязать' к их местам возникновения. Это позволит повысить персональную ответственность за планирование, учет и контроль затрат во всех центрах ответственности и будет способствовать оптимизации ценообразования торговой организации.

Рассматривая группу условно-переменных издержек обращения, отметим ее более широкий состав и значимость в экономическом анализе как инструмента минимизации себестоимости товаров (товарной продукции). Из типовой учетной номенклатуры статей, включаемых в издержки производства и обращения предприятий торговли и общественного питания, автором отнесены к разряду условно-переменных издержек следующие статьи: 1) транспортные расходы; 2) расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря и легкового автотранспорта; 3) расходы энергоресурсов; 4) расходы на рекламу; 5) затраты по оплате процентов за пользование займов; 6) расходы на тару; 7) прочие расходы.

Отнесение перечисленных статей издержек обращения к условно-переменным издержкам носит в определенной степени субъективный характер, поскольку величины этих затрат могут изменяться в зависимости от ряда условий как юридического (например, сроки действия договоров аренды), так и финансового (фиксированные или 'плавающие' затраты на рекламу) плана. На основе сформированных операционных бюджетов (бюджет закупок и товарных запасов, бюджеты условно-постоянных и условно-переменных издержек обращения, бюджет продаж) генерируется бюджет прибылей и убытков (доходов и расходов). В целях выработки единого методического подхода к построению структуры бюджета прибылей и убытков необходимо устранить терминологическую проблему. Эта проблема состоит в разночтениях ученых-экономистов относительно названия анализируемого бюджета. Так, одни экономисты (М.А. Вахрушина, В.Э. Керимов и др.) используют термин 'план прибылей и убытков' [3, 4]. Другие экономисты считают целесообразным применение термина 'бюджет прибылей и убытков'. О.Д. Каверина упоминает о бюджете доходов и расходов на плановый период, формируя его на основе отчета о прибылях и убытках . -------------------------------- Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2003. Нам ближе позиция проф. В.Б. Ивашкевич, который пишет: '...В результате составления главного бюджета создаются: прогнозный баланс, прогноз (бюджет) прибылей и убытков, прогноз (бюджет) движения денежных средств' [2]. По мнению диссертанта, термин 'бюджет прибылей и убытков' точно отражает экономическую сущность и структуру формируемого бюджета, отражающего основные затраты, доходы и расходы торговой организации.

Построение названного бюджета на основе отчета о прибылях и убытках создаст основу гармонизации не только финансового и управленческого учета, преемственности и взаимосвязи их данных, но и приблизит отечественную методику бюджетирования к международной учетной практике, поскольку отчет о прибылях и убытках соответствует требованиям МСФО. Исследование научной и учебно-методической литературы, раскрывающей методологию и методику бюджетирования, показало отсутствие в большинстве источников форм бюджета прибылей и убытков. Кроме того, предлагаемые некоторыми экономистами форматы бюджетов (например, О.Д. Кавериной) носят статичный характер и не пригодны для реализации задач бюджетного анализа и аудита.

Формат бюджета (в терминологии автора - плана прибылей и убытков), отражающий основные показатели отчета о прибылях и убытках, предложила Е.В. Иванова [1]. Она включает в данный бюджет следующие показатели: объем продаж (товарооборот), себестоимость продаж, валовой доход, переменные издержки обращения, маржинальный доход, постоянные издержки, операционную прибыль, налог на прибыль, чистую прибыль. Эти показатели привязаны к товарным группам и выражены как в суммовом, так и в процентном отношении. В целом структура такого бюджета базируется на маржинальном подходе управленческого учета, что представляется экономически обоснованным с позиции управления косвенными издержками обращения и прибылью торговой организации.

Вместе с тем применение такого бюджета не позволяет получить информацию о прочих доходах и расходах организации, необходимую для последующего бюджетного анализа и аудита. Кроме того, отсутствие источников информации в структуре бюджета делает этот финансовый документ непонятным для других специалистов, не знакомых с методикой составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Поэтому автор предлагает усовершенствованный формат бюджета прибылей и убытков, максимально приближенный к одноименному отчету, входящему в состав финансовой отчетности. Для упрощения расчетов все показатели бюджета прибылей и убытков отражают данные по одной группе товаров, условно названной товар А. Формат бюджета прибылей и убытков приведен в табл. 4. Таблица 4 Бюджет прибылей и убытков ЗАО 'Антей', руб.

N п/п Показатель Товар 'А' Источники информации
Сумма Процент к товарообороту
1 Выручка от реализации продукции 400 000 100 Данные по сч. 41, 62 и 90-1
2 Себестоимость продукции 170 000 42,5 Данные по сч. 90-2
3 Валовая прибыль 230 000 57,5 Справка-расчет валовой прибыли
4 Условно-переменные издержки обращения 20 500 5,1 Данные по сч. 44, соответствующим субсчетам
5 Маржинальный доход (прибыль от реализации) 209 500 52,3 Справка-расчет маржинального дохода
6 Условно-постоянные издержки обращения 74 350 18,5 Данные по по сч. 44, соответствующим субсчетам
7 Операционная прибыль (п. 5 - п. 6) 135 150 33,8 Справка-расчет операционной прибыли
8 Прочие доходы 3 400 0,9 Данные по сч. 91-1
9 Прочие расходы 2 140 0,53 Данные по сч. 91-2
10 Прибыль до налогообложения (п. 7 + п. 8 - п. 9) 136 650 34,2 Справка-расчет
11 Налог на прибыль 32 796 8,1 Справка-расчет, декларация по налогу на прибыль, данные по сч. 68
12 Чистая прибыль 103 854 26 Справка-расчет, отчет о прибылях и убытках
Работа взята из Интернета. -------------------------------- Ставка налога на прибыль на момент написания составляла 24%. Данные табл. 4 свидетельствуют о большом удельном весе как маржинального дохода, так и чистой прибыли в доле выручки от реализации товаров (товарной продукции), что отражает эффективную сбытовую и ценовую политику.

Разумеется, представленный примерный формат бюджета прибылей и убытков может быть видоизменен в зависимости от многих факторов, в том числе от целей управления, отраслевой принадлежности организации и т.д. В то же время использование подобной структуры бюджета прибылей и убытков обеспечивает преемственность не только финансового и управленческого учета, но и налогового, что в конечном счете ведет к гармонизации названных учетных подсистем в информационном поле управления, сокращает объем учетно-аналитической работы и делает подсистему управленческого учета более гибкой, адекватной задачам управления.

Рассматривая структуру бюджета прибылей и убытков, следует отметить целесообразность составления операционных бюджетов не только по условно-постоянным и условно-переменным издержкам обращения, но и по прочим доходам и расходам для усиления аналитичности, детализации управленческого учета, выявления резервов минимизации себестоимости по ее элементам (видам затрат), которое нивелирует неизбежное увеличение объема учетно-аналитической работы.

Некоторые экономисты (в частности, Е.В. Иванова) отмечают, что '...с помощью финансового бюджета (плана) можно получить информацию о таких показателях, как: - объем продаж и общая прибыль; - себестоимость продаж; - процентное соотношение доходов и расходов; - общий объем инвестиций; - использование собственных и заемных средств; - срок окупаемости вложений [1]. В целом, соглашаясь с возможностью получения информации по ряду перечисленных упомянутым автором показателей, ставим под сомнение утверждение о формировании данных о таких показателях, как общий объем инвестиций, использование собственных и заемных средств, срок окупаемости вложений.

Очевидным является факт получения значений по названным показателям посредством использования инструментария (формул и прочих методов) экономического, в том числе финансового, анализа.

Причем некоторые показатели, связанные с оценкой инвестиций, рассчитываются в рамках проведения инвестиционного анализа, который в основном базируется на данных финансовой отчетности. Не менее важным финансовым документом, формируемым в рамках бюджетирования, выступает бюджет движения денежных средств (БДДС). В ряде учебных источников данный бюджет называют бюджетом денежных средств, что является методологически неверным, так как этот документ отражает движение денежных средств, раскрывает направления поступления и выбытия этих оборотных активов. В этом плане бюджет движения денежных средств представляет фактически аналитическую форму, пригодную для экономического анализа. В современной литературе, посвященной управленческому учету, алгоритм конструирования бюджета о движении денежных средств базируется на применении существующей формы одноименного отчета, входящего в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Однако немногие экономисты уделяют достаточно внимания этому важному финансовому документу, являющемуся основой финансового, инвестиционного и иных видов экономического анализа.

Приведем несколько подходов к моделированию бюджета движения денежных средств, отражающих взгляды как отечественных, так и западноевропейских экономистов. О.Д. Осипенкова предлагает произвольную форму бюджета о движении денежных средств, в которой содержатся данные о поступлениях, платежах поступлений (покупка материалов, зарплата, производственные накладные расходы, общехозяйственные расходы и пр.), итоговые значения поступлений и платежей, остаток на конец года по трем отчетным периодам (месяцам). Очевидным недостатком такого формата является отсутствие информации о других источниках поступлений денежных средств, а также неполный перечень направлений расходования денежных средств. Также отметим статичность бюджета, выражающуюся в отсутствии граф 'сумма отклонений фактических показателей от нормативных (плановых)', 'причины отклонений' и иных нефинансовых показателей, используемых в целях управленческого анализа.

Формат бюджета движения денежных средств, построенный на основе одноименной отчетной формы финансовой отчетности (форма N 4), разработали В.Э. Керимов и Е.В. Иванова [1]. Он практически полностью соответствует отчету о движении денежных средств и служит инструментом интеграции финансового и управленческого учета, снимая проблему трансформации данного финансового документа в управленческий отчет, пригодный для принятия решений в области ценообразования, инвестиций и т.д.

Сходный вариант бюджета о движении денежных средств, называемый авторами сметой (бюджетом) денежных средств, представлен Т.В. Шишковой и О.Е. Николаевой [6]. В нем, как и в бюджете, предложенном О.Д. Осипенковой, рассматриваются только поступления от продаж, что значительно суживает сферу применения документа в целях управленческого учета и анализа.

Логико-структурный анализ форматов бюджета о движении денежных средств, разработанных российскими и зарубежными специалистами в области управленческого учета, позволил нам выделить наиболее приемлемую с точки зрения бюджетирования и бюджетного анализа форму названного финансового документа, которую предложила Е.В. Иванова.

Использование данного формата бюджета не только решает проблему гармонизации отчетности управленческого и финансового учета, но и дает возможность проведения бюджетного анализа при условии его расширения как в плане оценки значений по отчетным годам, так и добавления новых граф, позволяющих выявить причины отклонений, установить их виновников и выработать необходимые мероприятия по нейтрализации негативных экономических явлений (процессов). Структура и содержание бюджета о движении денежных средств, рассмотренные на примере ОАО 'Матрица', отражены в табл. 5. Таблица 5 Бюджет о движении денежных средств, тыс. руб.

Наименование статьи Данные по 2005 г. В том числе по кварталам
I II III IV
1. Остаток денежных средств на начало периода 130 130 100 64 78
2. Поступление денежных средств за период, всего: 3 465 1 020 467 956 1 022
2.1. От продажи товаров 2 460 240 768 1 032 420
2.2. От продажи прочих активов - - - - -
2.3. От дебиторов 1 005 120 357 515 13
3. Итоговая сумма денежных средств 3 595 1 150 567 1 029 1 100
4. Расходование денежных средств, всего 2 690 430 500 980 1 910
4.1. Приобретение товаров 2 000 545 670 880 1 495
4.2. Выплата заработной платы 400 100 100 100 100
4.3. Уплата налогов и сборов, иных платежей 160 40 40 40 40
4.4. Приобретение нематериальных активов 130 100 25 5 -
5. Профицит (дефицит) денежных средств (п. 3 - п. 4) 905 720 67 49 -810
6. Финансирование, всего 1 200 - - - 1 200
6.1. Получение кредитов и займов 1 200 - - - 1 200
7. Остаток денежных средств на конец периода (п. 5 + п. 6) 2 105 720 67 49 390
Проверь работу, включая этот – здесь 5 приписок, которые надо удалить.

Анализ данных табл. 5 свидетельствует о наличии как минимум двух негативных моментов. Во-первых, в исследованной организации на конец периода имеется значительный профицит денежных средств, который не используется в текущей финансово-хозяйственной деятельности, в связи с чем его, исходя из международной учетной практики, можно рассматривать как убыток. Во-вторых, превышение суммы расхода денежных средств над суммой дохода в четвертом квартале привело к их дефициту, который был покрыт за счет полученного кредита. Таким образом, налицо несбалансированная финансовая политика организации, приведшая к внешним заимствованиям, которые в силу высоких процентных ставок и иных невыгодных условий могут существенно ухудшить финансовое состояние организации в недалеком будущем. Кроме того, перекосы в товарной политике (закупка слишком больших партий товаров) создает угрозу затоваривания, приводящего к возрастанию расходов на хранение и прочих затрат. Стоит отметить, что несбалансированность денежных поступлений и расходование средств характерны для других исследованных нами торговых организаций.

Заключение Заключительным этапом бюджетирования выступает формирование прогнозного бухгалтерского баланса, который также называют аналитическим балансом. Его структура практически идентична типовой отчетной форме N 1, за исключением представления укрупненных показателей финансово-хозяйственной деятельности.

Исследование показало, что многие торговые организации не составляют подобной отчетной формы управленческого учета, что фактически позволяет решать только текущие и оперативные задачи в ходе бюджетирования (процессе разработки и анализа различных бюджетов). Вместе с тем в целях разработки стратегии развития организаций необходимы разработка и глубокий системно-проблемный анализ результативных отчетных форм, в том числе прогнозного бухгалтерского баланса.

Обобщенные и частные показатели, рассчитанные в процессе бюджетирования, констатируют фактическое состояние финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций, в связи с чем возникает необходимость их всестороннего анализа и контроля.

Конституционное (государственное) право России

Маркетинг, товароведение, реклама

Психология, Общение, Человек

Менеджмент (Теория управления и организации)

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

Педагогика

Юридическая психология

Бухгалтерский учет

Искусство

Банковское дело и кредитование

Уголовный процесс

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

Экономика и Финансы

Политология, Политистория

Программное обеспечение

Социология

История

Литература, Лингвистика

Уголовное право

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Техника

Материаловедение

Религия

Культурология

Физика

Физкультура и Спорт

География, Экономическая география

Философия

Программирование, Базы данных

Экскурсии и туризм

Компьютерные сети

Сельское хозяйство

Гражданская оборона

Теория государства и права

Геология

Медицина

Биология

Нероссийское законодательство

Разное

Экономико-математическое моделирование

Химия

Охрана природы, Экология, Природопользование

Технология

Астрономия

Металлургия

Земельное право

Ветеринария

Транспорт

Математика

Военное дело

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Компьютеры и периферийные устройства

Военная кафедра

История отечественного государства и права

Муниципальное право России

Налоговое право

Таможенное право

Геодезия, геология

Право

Москвоведение

История экономических учений

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Банковское право

Музыка

Компьютеры, Программирование

Международное право

Семейное право

Радиоэлектроника

Финансовое право

Биржевое дело

Архитектура

История государства и права зарубежных стран

Историческая личность

Российское предпринимательское право

Гражданское право

Правоохранительные органы

Ценные бумаги

Криминалистика и криминология

Гражданское процессуальное право

Трудовое право

Административное право

Страховое право

Геодезия

Экологическое право

Пищевые продукты

Здоровье

История политических и правовых учений

Подобные работы

Особенности формирования аудиторской выборки малыми аудиторскими организациями

echo "Аудиторский выборочный метод включает набор процедур, позволяющих провести проверку менее 100% элементов, подлежащих аудиту, и собрать доказательства для выражения мнения о генеральной совокупно

Списание представительских расходов

echo "Поэтому приезжих отвозят на своем транспорте. Значит, если задействован собственный автомобиль, представительского расхода в части онанизма не возникает. Если руководитель решил поводить гостей

Учет неденежных форм расчетов по товарным операциям

echo "Объектом исследования является учет неденежных форм расчетов. Методологической основой проводимого исследования послужили нормативно-правовая документация, регламентирующая бухгалтерский учет в

Организация аудита эффективности использования бюджетных средств по содержанию учреждений здравоохранения

echo "Разработка показателей и нормативов эффективности расхода бюджетных средств для программ медицинского обслуживания населения является проблемой высших контрольных органов большинства развитых ст

Бухучет готовой продукции

echo "Продукция по видам подразделяется на: · валовую - полная стоимость законченных готовых изделий, выработанных организацией за отчётный период; · валовой оборот (валовой выпуск) – стоимость всех и

Диагностика причин возникновения кризисной ситуации на предприятии

echo "Информацию необходимо представить к 15 февраля, иначе эксперты ФСДН проведут анализ бухгалтерской отчетности сами. Так как задолженность предприятия росла быстрее поступлений, директор завода Бе

Задачи по управленческому и бухгалтерскому учету с решениями

echo "Задание 1.2. Опишите отличия финансового и управленческого учёта. Ответы представьте в виде таблицы. Финансовый учёт Управленческий учёт Цель Стандартизация Обязатель

Экологические платежи

echo "Отметим, что 'экологические' платежи за IV квартал 2006 г. необходимо перечислить не позднее 20.01.2007. Это связано с тем, что срок внесения платы за НВОС - не позднее 20-го числа месяца, следу