Краткие ответы на вопросы к зачёту по психологии

Краткие ответы на вопросы к зачёту по психологии

Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затемсамого актёра и его роль в представлении.

Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни. (личность - человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении) Психология личности интересуется индивидуальными различиями. Хотя все люди похожи, психологов, занимающихся изучением личности, особенно интересует то, в чём они различаются.

Психология личности занимается также вопросом каким образом разные аспекты функционирования индивида связаны между собой. структура личности (по Ковалёву): · темперамент (структура природных свойств) · направленность (система потребностей, интересов, идеалов) · способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств) основой любой личности является темперамент.

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.

Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). направленность как психологическое свойство личности направленность личности это - её мотивация компоненты направленности: потребности, интересы, идеалы и убеждения. основные подходы к изучению личности экспериментальный (тесты) и описательный (наблюдаешь и описываешь) мотивационно-потребностная сфера личности мотивация - побуждение к действию виды мотивации: внешняя (обусловленная внешними обстоятельствами) и внутренняя (связанная с содержанием деятельности); индивидуальные (голод, жажда, избегание боли, стремление к температурному оптимуму), групповые (забота о потомстве, поиск места в групповой иерархии, поддержание присущей данному виду структуры общества) и познавательные (исследовательское поведение, игровая деятельность). потребность - состояние нужды или недостатка в чём-то. иерархия потребностей по Маслоу: · физиологические · безопасности и защиты · принадлежности и любви · самоуважения · самоактуализации, личностного совершенствования темперамент как психологическое свойство личности темперамент - врождённый характер личности, определяющий реакцию на жизненные сиутуации и тип поведения. типы темперамента: сангвиник (энергичный, жизнерадостный), холерик (раздражённый), флегматик (спокойный) и меланхолик (грусный, впечатлительный, легко уязвимый). характер как психологическое свойство личности характер - совокупность врождённых свойств (темперамента) и приобретённого опыта. типы характера (по Кречмеру) (зависят от телосложения): · астеники (худые, тонкие) - шизотимики (замкнутые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям) · атлетики (высокие, широкоплечие, мускулистые) - иксотимики (спокойные, невпечатлительные) · пикники (среднего роста, склонные к полноте) - циклотимики (общительные, легко приспосабливаются к новым переменам). глобальные черты характера: уверенность/неуверенность, дружелюбность/враждебность, сознательность/импульсивность, эмоциональная стабильность/тревожность, интеллектуальная гибкость/ригидность. частные свойства характера: общительность/замкнутость, лидерство/подчинённость, оптимизм/уныние, совестливость/бессовестность, смелость/осторожность, деликатность/грубость, самостоятельность/конформизм (зависимость от группы), самоконтроль/импульсивность и т. д. способности как психологические свойства личности способности – это либо свойства личности, либо структуры этих свойств, определяющие возможность личности более или менее качественно выполнять определенную деятельность и совершенствоваться в ней. способности во многом определяются задатками (строением внутренних органов и мозга), которые формируются при рождении.

Уровень способностей зависит от трёх факторов: от качества отдельных знаний и умений, которыми распологает индивид (верные-неверные, твёрдые-нетвёрдые), от природных задатков человека и от большей или меньшей тренированности самих мозговых клеток, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов. способности делятся на общие и специальные. Как общие так и специальные подразделяются на элементарные и сложные. общие элементарные - способности, присущие в той или иной степени всем людям (способность ощущать, воспринимать, запоминать, мыслить, переживать, воображать, принимать и осуществлять решения). специальные элементарные - способности, развивающиеся на основе задатков при обучении (глазомер, например). общие сложные - общие способности, присущие в той или иной степени всем людям (учение, игра, общение). специальные сложные - способности к определённым видам профессиональной деятельности. я-концепция как компонент самосознания личности я-концепция - целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества и т. д. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе. структура я-концепции: (модальности самоустановок) 1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело. 2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие. 3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать. Я-концепция включает в себя следующие компоненты: когнитивная (обучаемая)(образ своих качеств), эмоциональная (эмоциональное отношение к самому себе) и оценочно-волевая (стремление завоевать уважение). самооценка как компонент самосознания личности самооценка - оценка человеком себя самого, своих качеств, возможностей, способностей, своего места среди других людей. самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.

Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.

Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. механизмы психологической защиты и способы их преодоления по Фрейду: вытеснение (процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдание), проэкция (возложение вины за проступок на других), замещение (вытеснение злобы на атакующего на других объектах), рационализация (ложная аргументация, благодаря которому промахи приобретают как кажется рациональный смысл), реактивное образование (обратное действие, атака в других тех действий, с которыми человек борется), сублимация (механизм психологической защиты, приводящий к положительным результатам) и отрицание (отказ верить во что-то). способы преодоления психологических защит: Важнейшим правилом в психотерапевтической тактике при работе с защитными механизмами больного является признание врачом определенного позитивного значения психологической защиты, проявление уважения к «Я» пациента, которое осуществляет центральную регулирующую функцию в системе психической адаптации.

Следующим, также важным правилом является постепенная, пошаговая работа с выявлением, осознанием и истолкованием способа защиты. В моменты выраженного сопротивления пациента психотерапии врач может показать очевидность этого защитного противодействия, а пациент будет в состоянии осознать и признать факт действия этих неосознаваемых им прежде сил.

Только тогда можно приступить к истолкованию механизма проявления конкретного способа психологической защиты, его адаптивных и дезадаптивных функций.

Психотерапевтические воздействия в отношении психологической защиты могут осуществляться на различных уровнях.

Конструктивное изменение психотравмирующей жизненной ситуации, симптоматическое снижение тревоги, укрепление «Я» и повышение самооценки могут способствовать снижению дезадаптивной защитной деятельности пациента.

Создание эмпатического общения (сопереживания и эмоциональной поддержки) с пациентом также приводит к уменьшению защитного сопротивления больного. При целенаправленной работе с механизмами психологической защиты осуществляется изменение нарушенных отношений личности, осознание и разрешение конфликта. В ходе психотерапии следует стремиться к замене примитивных, незрелых защитных реакций вытеснения более избирательными и сознательными адаптивными способами подавления и обладания. Тем самым достигается вербальный контроль, и пациент начинает использовать более совершенные, сознательные механизмы психической адаптации.

Раскрытие и переработка одних защитных механизмов (замещение, идентификация) проводится в целях укрепления «Я» пациента, других (рационализация, интеллектуализация, фантазирование, реализация в действии, вытеснение) — для обучения контролю и управлению ими, третьих (уход в болезнь, регрессия) — для устранения их. (Ташлыков, Психологическая защита у больных неврозами и психосоматическими расстройствами) итак, способы: - признание определённого позитивного значения психологической защиты - проявление уважения к 'я' человека, применяющего их - создание эмпатического общения (сопереживания и эмоциональной поддержки) влияние условий семейного воспитания на развитие личности формы воспитания: гиперопека, гипоопека, доверительное отношение. Еще на рубеже XIX-XX веков разносторонний ученый, известный анатом и врач, крупнейший российский педагог П.Ф.Лесгафт в своей статье 'Антропология и педагогика' (1889 г.) отмечал, что главными признаками, определяющими степень развития и нравственные качества общества, могут служить степень произвола, проявляемого при воспитании, степень распространения в данной среде понятия о личности, а также степень признания этой личности. В своем капитальном исследовании «Семейное воспитание ребенка и его значение» он определил в качестве одного из существенных условий воспитания ребенка признание его личности: «Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, – чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности». возрастные особенности развития личности ощущения - физическая тренировка восприятие - совершенство органов чувств и приобретение опыта мышление - накопление опыта внимание - чисто возрастное, Этапы развития: Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.

Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.

Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.

Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания. память - в зависимости от трудовой деятельности профессиональное и личностное самоопределение личности самоопределение - те цели, которые человек перед собой ставит, и те средства, которые он предпочитает в достижении цели. этапы самоопределения личности: до года: эмоциональное общение со взрослыми, 1-3 лет - деятельность с предметами, усвоение общественно выработанных способов этой деятельности, 3-7 лет - игра (моделирование социальных сиутуаций), освоение социальных ролей, до 11 лет - учебно-познавательная деятельность, подростковый период (11-14 лет) в большей степени связан с общением со сверстниками и освоением социальных норм и взаимоотношений между людьми, до 18 лет на этапе самоопределения вновь на передний план выходит учебно-профессиональная деятельность, 18-25 лет - овладевание профессионально-трудовыми умениями.

Конституционное (государственное) право России

Маркетинг, товароведение, реклама

Психология, Общение, Человек

Менеджмент (Теория управления и организации)

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

Педагогика

Юридическая психология

Бухгалтерский учет

Искусство

Банковское дело и кредитование

Уголовный процесс

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

Экономика и Финансы

Политология, Политистория

Программное обеспечение

Социология

История

Литература, Лингвистика

Уголовное право

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Техника

Материаловедение

Религия

Культурология

Физика

Физкультура и Спорт

География, Экономическая география

Философия

Программирование, Базы данных

Экскурсии и туризм

Компьютерные сети

Сельское хозяйство

Гражданская оборона

Теория государства и права

Геология

Медицина

Биология

Нероссийское законодательство

Разное

Экономико-математическое моделирование

Химия

Охрана природы, Экология, Природопользование

Технология

Астрономия

Металлургия

Земельное право

Ветеринария

Транспорт

Математика

Военное дело

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Компьютеры и периферийные устройства

Военная кафедра

История отечественного государства и права

Муниципальное право России

Налоговое право

Таможенное право

Геодезия, геология

Право

Москвоведение

История экономических учений

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Банковское право

Музыка

Компьютеры, Программирование

Международное право

Семейное право

Радиоэлектроника

Финансовое право

Биржевое дело

Архитектура

История государства и права зарубежных стран

Историческая личность

Российское предпринимательское право

Гражданское право

Правоохранительные органы

Ценные бумаги

Криминалистика и криминология

Гражданское процессуальное право

Трудовое право

Административное право

Страховое право

Геодезия

Экологическое право

Пищевые продукты

Здоровье

История политических и правовых учений

Подобные работы

Стресс аккультурации как предмет психосоциальной работы

echo "Председатель ГАК _________________ Члены ГАК __________________ __________________ __________________ НОВОСИБИРСК 2004 Оглавление Введение……………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические

Отклоняющееся поведение

echo "Попытки объяснить отклонения в поведении с точки зрения психологии основываются на выявлении наклонностей, присущих определенному психологическому типу личности, и ее способности увлекать этим д

Имидж делового человека

echo "Женщины сами часто порицают вольный стиль одежды на работе. Молодежь нередко приходит на работу, будто они пришли в ночной клуб или на свидание. Для того чтобы женщину восприняли всерьёз, нужно

Речевая коммуникация. Техника речи

echo "Деловому человеку необходима также способность эффективно слушать, точно воспринимать однократно звучащую речь. Поэтому, подготовка высококвалифицированных и компетентных специалистов невозможн

Социально-психологические особенности сексуального развития молодёжи

echo "Первая трудность - многомерность происходящих изменений. Психосексуальное развитие - один из аспектов онтогенеза, тесно связанный с общим биологическим развитием организма, особенно с половым с

Вредные привычки и социально-психологические аспекты здоровья подростков

echo "Последствия вредных привычек очевидны. Доказано, что при их попадании внутрь организма, он разносится по крови ко всем органам и неблагоприятно действует на них вплоть до разрушения. Особенно

Воображение в дошкольном возрасте

echo "Великий немецкий математик Давид Гильберт на вопрос одного из своих учеников ответил: «Он стал поэтом. Для математика у него не хватило воображения». Именно благодаря воображению, в науке соверш

Виды памяти

echo "Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма в процессе развития и врожденные формы видового поведения (инстинкты). Она меньш