Внимание! ​​last-diplom.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

 ​ ​​​вся территория РФ

  last-diplom.ru

Помогаем студентам

   ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Древнегреческая цивилизация

Личные и профессиональные качества PRспециалиста

Только подобное отношение к профессии может придать статус научного знания и, следовательно, гарантировать повторяемость результата, что отличает его (знание) от ненаучного. Цель работы специалистов P

Маркетинговые исследования уровня удовлетворения запросов потребителей

Однако ни того, ни другого наша рыночная практика еще не имеет. Необходимо знать некоторые закономерности процесса взаимодействия производителя и потребителя при удовлетворении потребностей последнег

Вернадский (биография )

Разработал теорию строения самых распространенных минералов аминосиликатов . Вернадский выдвинул ряд крупнейших научных проблем, имеющих большое практическое значение, например, изучение редких и ради

Система проверки знаний и умений школьников в процессе обучения истории

Обычно различают диагностику обученности (результатов процесса обучения) и обучаемости (способностей к обучению). В преподавании истории особенно важно учитывать способности и склонность детей к изуче

Публичный Доклад о деятельности муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 48 за 2006-2007 уч.год.

Заседания педагогических советов имели следующую повестку: -август. Анализ работы МОУ СОШ № 48 за 2005-2006 уч.год и задачи педколлектива на 2006-2007 уч.год. - ноябрь. Формирование у учащихся госуд

Химические вещества в военном деле

Однако, создавая новые вещества, которые должны служить во благо, учёные создавали и такие вещества, которые становились угрозой для человечества. Задумался я над этим, когда изучал историю I мировой

Святая равноапостольная княгиня Ольга

Личность этой женщины заинтересовала и поразила меня. Мне захотелось написать о ней т.к. меня зовут также как и её, Ольга. Она моя покровительница и святая. Также она великая женщина много сделавшая д

Идеал семьи в романе Л.Н.Толстого "Война и Мир"

Новомосковск 2007 г . Содержание. I .Введение..................................................................................................................3 II .Идеал семьи в романе Л.Н.Толстого «

Скачать работу - Древнегреческая цивилизация

Античность в истории человеческого общества. Что же такое античность? Античность это термин происходит от латинского « antics » что означает в буквальном переводе «древний». Отсюда существует две характеристики этого понятия: а) в широком смысле слова античность равнозначна понятию древность. б) и в узком смысле слова это греко-римская древность. В настоящее время надо сказать, что у историков, философов складывается такая точка зрения о том, что когда мы, говорим об античной цивилизации, то нужно говорить о цивилизации средиземноморского бассейна (речные цивилизации, те которые сформировались в долинах крупных рек, Вавилонская, Шумерская, Египетская, Китайская, Итская ). И цивилизационный процесс, где-то к началу 1 века постепенно начал смещаться на север. На севере, в бассейне средиземного моря, его населяли около двадцати крупных народов, которые создали свои цивилизации (они относятся к типу средиземноморских, еще известны как, талласократические или цивилизации народов моря (Финикийская, Кеклатская )). Существовало, еще множество цивилизаций, но мы с вами поговорим, о Древнегреческой цивилизации среди остальных она была самой яркой и динамичной она очень много дала средневековой Европе. Все то, что нас вами окружает связанно с этой цивилизацией, например, такие всем знакомые слова как: фонарь, тетрадь, экономика, демократия, аллегархия все они были придуманы и широко используемы в древнегреческом мире.

Именно в эту эпоху возникла история как рациональная форма познания, а не сказочно-мифологизированная либо просто летописно-описательная форма. Этим мы в первую очередь обязаны «отцам истории» - Геродоту, Фукидиду, а в римскою эпоху - Саллюстию, Тациту.

Благодаря труду многих античных мыслителей разрабатывалась теория государства, уточнялось понятие «политического общества» людей. В социальной жизни формировался критерий подлинной ценности человека. В Древней Элладе сложились понятия таких духовных ценностей, как гражданская свобода и гражданский долг, человечность, гармоничность, ответственность.

Оценивая вклад греков в мировую науку, достаточно сказать, что почти до середины XX в, мы учили геометрию по Евклиду, что основы механики заложены Архимедом, и астрономы-географы эпохи эллинизма впервые вычислили размер земного шара, предвосхитив гелиоцентрическую систему Коперника.

Наконец, художественное наследие античной Эллады имеет значение не только историко-культурная, но и как живая, полная очарования и магического обаяния духовная сила.

Границы древнегреческой цивилизации.

Первый вопрос, который у вас сразу же возникает это естественный вопрос: « В какое время существовала античная цивилизация?» Античная цивилизация существовала двенадцать столетий начиная с восьмого века до н.э. и закончилась пятым веком н.э.

Античная цивилизация делиться на две локальных цивилизации; а) Древнегреческую (8-1 века до н.э.) б) Римскую (8 век до нашей эры 5 век н.э.) Между этими локальными цивилизациями выделяется особенно яркая эпоха эллинизма, которая охватывает период с Э23 г. до н.э. до 30 г. до н.э. Можно так же охарактеризовать древнегреческую цивилизацию и ответить на вопрос: Где же она наводилась? Древнегреческая цивилизация возникла на балканском полуострове и также она включала западное побережье малой Азии (западная часть нынешней Турции). Балканский полуостров с трёх сторон омывается тремя морями: с запада Ионическое, с юга Средиземное, с востока Эгейское море. Так же можно вспомнить, если мысленно представить себе балканский полуостров, то, что он в основном представлен гористой местностью очень мало плодородных долин и основным видом хозяйства в основном являлось скотоводство (выращивание овец и коз). Так же занимались земледелием (выращивали виноград (вино) и оливки (оливковое масло)), но только в двух долинах. Надо еще отметить в связи с удобной береговой линией было развито рыболовство и мореплавание. Что касается полезные ископаемых то районы Ефракии и Македонии были богаты золотыми рудниками. На юге (в районе Филопонеса ) добывали железо. В районе древней Греции добывали олово.

Строительный материал, особенно ценившийся и располагающийся на территории Греции, мрамор. Также особенно ценился мрамор острова Паррос («паросский» белый мрамор). Так какой же народ создал древнегреческую цивилизацию? некоторые наверно скажут греки. Но понятия греки и эллины это собирательные названия огромного конгломерата племен. В то время как среди этого конгломерата племен особенно ярко выделялись такие племена как: архейцов (динамичный, агрессивный народ), дорийцев, фелакки . Древнегреческая цивилизация делится на три периода: 1. Архаический (8-6 вв.) 2. Классический (5-4 вв.) 3. Эллинистический (4-1 вв.) Что же собой представлял переход к древнегреческой цивилизации? В исторической науке существует мнение, что древнегреческая цивилизация сложилась не одномоментно . Что было как бы две попытки формирования цивилизации.

Первый опыт цивилизации был связан с крито-минойской культурой или просто минойская культура. (Здесь нужно понять, что любая цивилизация она не формируется на пустом месте ей что-то предшествует). В данном случае древнегреческой цивилизации предшествовало несколько цивилизаций, таких как: ксклатская (возникла на упоминаемых в древнегреческих мифах одноимённых островам) которая в свою очередь способствовала возникновению новой, яркой цивилизации, так называемой минойской цивилизации (на острове Крит, она получила своё название от имени царя Миноса который жил в городе Скноксе ). Минойская цивилизация возникла на рубеже 3-2 тыс. лет до н.э. и она просуществовала около 500 лет. Эта цивилизация (минойская) была открыта английским археологом Артуром Лева в районе города Кнос . Он обнаружил неповторимые дворцовые сооружения, которые принадлежали царю Миносу.

Исходя из находок А. Лева можно представить жизнь населения того времени на острове Крит.

Минойская цивилизация во первых характеризуется рассветом земледельческой культуры. Здесь была освоена вся пригодная для обработки земли территория. Также важнейшую роль играло скотоводство.

Наблюдался прогресс в ремеслиничестве . Это было сильное централизованное государство, которое возглавил царь Минос. Кроме того надо отметить тот факт что жители занимались не только сель. хоз . работами но также и активным морским пиратством. Царь Минос считался владыкой моря. Также минойскую цивилизацию можно встретить под названием дворцовая цивилизация из-за монументальных дворцов, строительство которых, по мнению ученых, было заимствовано у египтян. Но в 15 веке до н.э. остров Крит пережил страшную катастрофу.

Существуют две версии относительно гибели цивилизации.

Согласно одной из них на одном из небольших островов, которые расположены где-то в 120 км. к северу от Крита произошло извержение вулкана с большим выбросом пепла и образовавшимся цунами.

Существует и другая версия что цивилизация погибла в результате нашествия агрессивные адериков которые пришли с материковой части на остров. До настоящего времени единой точки зрения на гибель минойской культуры не существует. На смену минойской цивилизации в этом регионе как бы в преддверие древнегреческой цивилизации появляется микенская цивилизация.

Севернее города Афины наводится город Микены, на месте которого и возникла микенская цивилизация. Отрыл микенскую цивилизацию Генрих Шлиман . Ища Трою в этом регионе, он наткнулся на великолепные дворцовые сооружения, чем и открыл микенскую цивилизацию или как сё еще называют архейская культура от названия племени архейцы . Эта цивилизация очень хорошо описана в поэмах Гомера «Эллада» и «Одиссея». Микенскую цивилизацию можно охарактеризовать следующими чертами.

Такими как развитость дворцового строительства, но также строились грандиозные усыпальницы, которые получили название Толлосы . В районе Микен и острова Крит было найдено около 600 глиняных табличек. Эти таблички представляли собой определенный вид письменности. С конца 13 века, в течение 100 лет армейская культура была уничтожена.

Ученые также ведут споры по поводу причины исчезновения этой цивилизации. До доминирующей гипотезе высказывается мнение, что эту цивилизацию уничтожили племена греков дорийцев.

Города были уничтожены, часть населения переселилась на острова, а часть на западное побережье малой Азии. В 11 - 9 века до н.э. в истории Греции обозначены как «тёмные» века. Они получили своё название из-за того, что в современной истории нет полного, четкого представления о том, что же происходило в эти века на территории Греции. Все что мы знаем, составлено на анализе поэм Гомера «Эллада» и «Одиссея», Этот период характеризуется примитивным развитием земледелия, орудий труда, ремеслом. Весь этот период Минойская, Микенская цивилизации все это предшествовало появлению древнегреческой цивилизации. Это можно сравнить как бы с первым опытом образования греческой цивилизации.

Второй опыт начался в архаическую эпоху (8 -6 века до н.э.). Собственно это и было непосредственное строительство древнегреческой цивилизации. Этому способствовало, во-первых, возросшая технологическая база и экономический уровень развития общества в условиях победы железного производства. Во-вторых, углубление общественного разделения труда. В-третьих, формирование подлинных городских центров. В-четвертых, формирование развитого типа рабовладения.

Архаическая эпоха. 'Революция железа'. Роль мореплавания в жизни античного общества.

Возникновение древнегреческой цивилизации совпадает с началом железного века (1 тыс. лет, до н.э.). В плане технологического производства произошло ряд изменений.

Прежде всего, определяющим моментом стал переход к производству стали.

Монополистами в добыче железа были в эти времена племена халлибов (север малой Азии). Только в массовом выделение производства стали можно говорить о победе железного века над бронзовым.

Появление стали позволило успешно обрабатывать землю, более продуктивно производить вырубку лесов под сель. хоз . земли, упрощалось создание орошающих каналов. Также революционизировался ряд ремесел.

Появилось судостроение, кузнечное, столярное и оружейное ремесло.

Появление железа и стали революционизировало военное дело.

Период становления древнегреческой цивилизации совпадает с так называемой великой греческой колонизацией (8-6 века до н.э.). В течение 3 столетий греки были вынуждены покидать родину, и переселятся в другие страны. Это происходило из-за отсутствия достаточного количества земель пригодных для земледельческой деятельности. Также сыграло свою роль снятие социальной пере напряженности и перенаселенность. И, наконец, очень важным стимулом для процесса колонизации являлась торговля.

Колонизационное движение осуществлялось в 3 направлениях.

Первое направление это западное.

Население Греции переселялось на остров Сицилия, на юг Италии, на юг Франции.

Второе направление это южное. Это северная Африка и Леван.

Третье направление это восточное направление. Греки довольно рано освоили переезд из Эгейского моря в Черное морс которое они сначала назвали «негостеприимным», а затем оно получило название «гостеприимное». Они освоили побережье, практически все побережье.

Черного моря. На юге в районе нынешней Турции они создали колонии такие трапезуй в последствие которая стала трапезунской империей. Если продвигаться на восток они построили город Фаси , знаменитый город Кеч который назывался греками Пахикопейей . Далее Херсонес и Колия , Если идти по западному побережью, то мы увидим такие колонии как Томы и Одесс . Что же дали эти три колонизационных столетия грекам. Во-первых, колонизация греков вывела греческий мир из состояния изоляции. В которой она оказалась после крушения микенской культуры.

Историки долгое время считали, что греки были очень осведомлены в плане исторической географии, что они хорошо представляли, кто живет вокруг них. Но как показывают последние исследования греки имели очень смутное представление, до периода колонизации, о том что представлял мир за пределами их собственных территорий. Во-вторых: это послужило повышению знаний греков.

Например, у финикийцев греки заимствовали письмо. В это письмо, которое состояло из одних согласных они ввели гласные. Таким образом был создан греческий алфавит. У финикийцев они научились изготовлять стекло.

Технологию изготовления стекла из песка греки хорошо освоили. У Египтян они научились строительству монументальных сооружений. У лигийцев греки освоили технологию денежной чеканки. У них появились свои денежные эталоны сначала оболы, а потом драхмы.

Колонизация сделала греческое общество более подвижным, более восприимчивым, более динамичным.

Открылся простор для личной инициативы. Греки создавали колонии, которые превращались в подлинные центры торговли. Но самое главное условие и следствие всего колонизационного движения заключается в том, что ремесло окончательно отделилось от сельского хозяйства.

Основной результат колонизации это переход от натурального хозяйства на стадию товарно-денежного обращения.

Появляются свои денежные знаки, появляются монетные стандарты. 'Деньги делают человека' - становится девизом архаической эпохи. В современной исторической литературе имела место попытка ввода понятия «античный капитализм». Во главе колонизационного движения находились древнегреческие «полисы». Древнегреческую цивилизацию еще называют полисной цивилизацией.

Социально-политическая организация древнегреческого общества.

Основной ячейкой общества в древней Греции являлась община полисов. Полис это город государства, это город прилегающий к нему территорией.

Архаический полис это столица « карликого » государства. В состав которого входили не только города но и деревни.

Первые полисы были очень маленькие. Они насчитывали около тысячи человек. А уже к концу древнегреческой цивилизации самый крупный полис составлял население около ста тысяч человек.

Главным жизненным пространством полиса являлась Агора. Агора - это такая площадь на которой собирались народные собрания, на которой люди прогуливались, где шел обмен информацией, где происходила торговля, где люди назначали друг другу встречи. Сам же полис по существу представлял собой следующею картину. Здесь надо упомянуть то, что древняя Греция гористая местность.

Обычно на самой вершине гор строился храм. Храм тому ведущему богу того или иного полиса. Здесь же недалеко находилась казна. У подножья находилась верхняя часть города которая называлась Акрополь. Ниже находились различные поселения, в которых жило население полиса.

Цивилизация древнего Рима.

Вопросы: 1. Место древнеримской цивилизации в истории, периодизация. 2. Истоки Римской цивилизации. 3. Древнейший или царский период Римской цивилизации. 4. Римская цивилизация эпохи республики. 5. Римская цивилизация эпохи империи. 1. Место древнеримской цивилизации в истории, периодизация. По вопросу о месте Римской цивилизации или просто Рима существует две точки зрения, одни исследователи, такие как немецкий философ Освальд Шпенглер и английский историк Арнольд Тойнби, полагали, что Римская цивилизация не является самостоятельным цивилизационным этапом, это всего лишь кризисный период в развитии античной цивилизации, последняя стадия греко-римской цивилизации.

Почему они так считали? Согласно их концепции цивилизация-это в первую очередь культура , римская культура, с их точки зрения не достигла тех высот, на которые поднялась греческая культура, они считали, что та цивилизация очень утилитарна, в этой цивилизации духовность и нравственность отодвинуты на второй план, а в первую очередь развивались прикладные науки, техника, все то, что нужно человеку в сиюминутной жизни. Они считали, что духовная культура римлян носит подражательный характер.

Существует, также и другое мнение, которое доминирует в настоящее время в мировой историографии, оно сводится к тому, что именно те недостатки, которые отмечали Тойнби и Шпенглер, являются ее индивидуальностью, тем, что дает ей полную характеристику. Что же специфическое, особенное есть в этой цивилизации? Во-первых, установление демократической формы правления .результате борьбы между патрициями и плебеями, во-вторых—непрерывные войны.

Именно эти два фактора и стимулировали развитие цивилизации, определяли весь ее исторический облик. Ту систему ценностей, которую создала эта цивилизация. На чем строилась, что входило в эту систему ценностей, что ценил древний римлянин? Прежде всего для древнего римлянина особенно важным было чувство патриотизма, они считали себя богоизбранным народом и долг каждого гражданина заключался в служении отечеству, не щадя своих сил и жизни, а это было возможно при наличии таких качеств, как стойкость, мужество, верность долгу, дисциплина.

Следующим в системе ценностей римского гражданина было особое понимание того, какая пропасть существует между рабом и свободным человеком, считалось позорным быть заподозренным в рабских поступках, таких как лесть, бесчестие, ложь.

Считалось позорным быть заподозренным в рабских занятиях, ремесло, торговля, искусство.

Достоиным1фке себя римские граждане считали следующие занятия: участие в политической жизни, в войнах, занятие земледелием, а также занятие историографией-написанием исторических сочинений. Далее, в системе ценностей римлян особое отношение к иностранцам и ко всему иностранному, а именно они считали, что все иностранной имеет цену только тогда, когда оно работает на Рим.

Введем периодизацию, определим хронологические рамки существования Римской цивилизации, она уникальна тем, что период ее существования мы можем назвать не только с точностью о столетия и даже до года, но и даже с точностью до дней.

Условно, днем основания Рима и всей Римской цивилизации считается 21 апреля 753 года до н. э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний Римский император Ромул Августул , варварским вождем Адаакром ., это произошло 23 августа 476 г н.э. Таким образом Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода царский 8-6 вв. до н.э., период римской республики 4-1 вв. до н.э., период римской империи 1 в. до н.э.- 5 в. н. э. Этот последний период делится на два этапа: принципата 30 г. до н.э-.284 г н.э. и доминиата - 284- 476г н.э. 2. Истоки Римской цивилизации.

Отвечая на вопрос об истоках Римской цивилизации, необходимо ответить на вопрос о ее территориальном расположении. Итак, колыбель Римской цивилизации город Рим возник на юго-западе Европы, на Аппенинском полуострове, который греки называли Италией, по названию одного из племен, населявших эту территорию. Что же собой представляет Аппенинский полуостров? Береговая линия его менее изрезана, чем у Балканского полуострова, следовательно, здесь гораздо меньше оснований и возможностей заниматься судоходством, мореплаванием так, как это было у греков. Здесь больше плодородных земель, чем в той же Греции, но практически отсутствуют полезные ископаемые, и их отсутствие стало одной из причин того, почему местные племена начинают захватнические войны. Две основные реки.

Протекающие по Аппенинскому полуостровуэто По, отделяющая полуостров от остальной Европы, и Тибр. Какие племена создали Римскую цивилизацию? Это был целый комплекс племен.

Первоначально на этой территории жили: Сарды, на острове Сардиния, Корсы , на Корсике, Италы , Секакны . Примерно во 2-1 тысячелетии до н.э происходит массовое переселение племен, с одной стороныс востока, а с другойсо стороны Илирика , нынешней территории Югославии. В результате этих передвижений местные племена частично были истреблены, а частично ассимилированы. В последствии ,к моменту возникновения Римской цивилизации, наблюдалась следующая этническая картина: на севере находились Венеты, отсюда и название городаВенеция, а также Ятыги , срединную часть Аппенинского полуострова населяли Италики и Латины , от названия которых и пошло название--латинский язык» и название области - Лаци , именно на этой территории и возник город Рим. Рим возник на левом берегу Тибра. Каким образом это произошло? В районе Тибра расселялось три племени, мимо них проходила дорога на солеварни, в результате вдоль этой дороги, особенно между Капитолийским и Палатинским холмами оседают люди, связанные с этой дорогой, и на месте этих поселений и возникает Рим. Он возник на стыке расселения трех племенных объединений: кроме местных племен : венетов, ятыгов , этрусков, латинов , италликов , Римскую цивилизацию создавали греческие колонисты создавшие свои колонии на южном и даже среднем побережье Италии, они внесли очень большой вклад в становлении цивилизации : они научили римлян занятию сельским хозяйством, познакомили с религией. Тем не менее, считается, что наибольший вклад в становление Римской цивилизации внесли племена этрусков, хотя это и спорный вопрос.

Вопрос о появлении этрусков в Италии до конца не разрешен, но предполагают, что они пришли с востока, это предположение основано на том, что этрусский алфавит очень схож с финикийским.

Этруски были прекрасными металлургами и гончарами, особо известна их посуда, также они были прекрасными мореходами и занимались пиратством. У этрусков римляне позаимствовали многие традиции: отмечать те или иные события каким-то триумфом, также гадание на внутренностях животных, жертвоприношения. И третьим народом оказавшим огромное влияние на становление Римской цивилизации были карфагеняне, они основали свои колонии на острове Сицилия.

Карфагенгосударство в Тунисе, основанное финикийцами. Таким образом, можно сделать вывод: достаточно благоприятные природные условия и влияние более развитых культур способствовали развитию Римской цивилизации. 3. Древнейший или царский период Римской цивилизации.

Возникновение Рима является отправной точкой Римской цивилизации, он возник на территории области, получившей название Лаци , на стыке расселения трех племенных объединений, которые назывались трибы. В каждой трибе было по 10 курий, в каждой курии по 10 родов, таким образом, население, создавшее Рим состояло всего из 300 родов, они стали гражданами Рима и составили римский патрициат. Вся дальнейшая история Рима - это борьба не граждан, тех, кто не входил в 300 родов - плебеев за гражданские права.

Государственное устройство архаического Рима имело следующие формы, во главе стоял царь, который выполнял функции жреца, военноначальника , законодателя, судьи, высшим органом власти являлся сенатсовет старейшин, в который входили по одному представителю от каждого рода, другим высшим органом власти было народное собрание или собрание курий - куриатные комиссии.

Основной социально-экономической ячейкой римского общества была семья, которая представляла из себя ячейку в миниатюре: во главе стоял мужчина, отец, которому подчинялись жена, дети.

Римская семья в основном занималась земледелием, также в жизни римлян огромное значение играло участие в военных походах, которые обычно начинались в марте и заканчивались в октябре. Как уже упоминалось, кроме патрициата в Риме была и другая прослойка - плебеи, это были те, кто пришел в Рим после его основания или жители покоренных территорий. Они не были рабами, это были свободные люди, но они не входили в состав родов, курий и триб, а потому не принимали участия в народном собрании, не имели никаких политических прав. Прав на землю они также не имели, поэтому для получения земли они поступали на службу к патрициям и арендовали их земли. Также плебеи занимались торговлей, ремеслом.

Многие из них богатели. В 7 веке до н.э. правители Этрусского города Тарквиния подчиняют Рим и правят там до 510 г. до н.э.

Наиболее известной фигурой того времени был реформатор Сервий Туллий. Его реформа была первым этапом борьбы плебеев с патрициями. Он разделил город на округа: 4 городских и 17 сельских, произвел перепись населения Рима, все мужское население делилось на 6 разрядов уже не по родовому, признаку, а в зависимости от имущественного положения. Самые богатые составляли первый разряд; нижний разряд назывался - пролес , это были неимущие, у которых ничего, кроме детей, не было.

Римская армия тоже стала строиться в зависимости от нового деления на разряды.

Каждый разряд выставлял воинские подразделенияцентурии. Кроме того, плебеи отныне были включены в состав граждан. Это отразилось на общественной жизни Рима.

Прежние собрания по гуриям потеряли свое значение, они были заменены народными собраниями по центуриям, которые имели свои голоса на народных собраниях, причем первый разряд имел более половины центурий. Это, естественно наносило удар по патрициату, поэтому был устроен заговор и Туллий был убит, после этого сенат решает упразднить институт царя и установить республику в 510 г. до н.э. 4. Римская цивилизация эпохи республики.

Республиканский период характеризуется острой борьбой патрициев и плебеев за гражданские права, за землю, в результате этой борьбы права плебеев увеличиваются. В сенате вводится должность народного трибуна, которые отстаивали права плебеев.

Трибуны избирались из плебеев сроком на один год в количестве сначала двух, затем пяти и, наконец, десяти человек. Их личность считалась священной и неприкосновенной.

Трибуны имели большие права и власть: они не подчинялись сенату, могли накладывать вето на постановления сената, имели большую судебную власть. В этот период происходит ограничение роста земель у граждан Рима, каждый мог иметь не более 125 га. земли. В 3 веке до н.э. окончательно оформляется римская патрицианско-плебейская община.

Органами государственной власти являлись сенат, народное собрание, магистратуры-органы исполнительной власти.

Магистры избирались народным собранием на один год.

Высшей военной и гражданской властью обладали консулы они также обладали высшей судебной властью и управляли провинциями, их тоже избирали народные собрания на один год. Еще одной важной должностью государственного управления были цензоры, которые выбирались раз в пять лет и осуществляли перепись населения, перевод граждан из одного разряда в другой, в их компетенцию входили религиозные вопросы. В римской республике совмещались различные принципы государственного управления: демократический принцип олицетворяло народное собрание и трибуны, аристократический принцип олицетворял сенат, монархический принципдва консула, один из которых был плебеем.

Благодаря постоянным, непрерывным войнам Рим сначала подчиняет себе всю Италию, а к концу периода республики Рим становится огромным государством, подчинившим себе все Средиземноморье.

Основным противником, с которым пришлось столкнуться был Карфагенгород, являвшийся столицей крупного и богатого государства, расположенного по островам и побережью западного Средиземноморья. Сам город Карфаген находился в Африке на территории современного Туниса. Войны между Римом и Карфагеном получили название Пунических, они продолжались с перерывами с 264г до н.э. по 146 г до н.э. и закончились полной победой Рима, подчинением ему всех земель противника, а сам Карфаген был стерт с лица земли. В результате пунических войн и победы Рима его территория сильно разрослась и следовательно обострились те проблемы, которые были характерны для Римской цивилизации на протяжении всей ее истории а именно: проблемы гражданства и получения земли. В 133 г. до н.э еще в ходе Пунических войн Тиберием Гракхом , избранному народным трибуном, сенату была предложена земельной реформа, суть которой сводилась к следующему: он предложил ограничить количество земли, которую получали в аренду из общественных полей граждане Рима, до 500 югеров на одного гражданина (1 югер=2523 квадратных метра), также ограничивалось количество земли во владении у одной семьи, в независимости от количества детей, до 1000 югеров. Эта реформа встретила сопротивление крупных землевладельцев и в конечном итоге Тиберий Гракх и 300 его сторонников были убиты. Таким образом, земельная реформа заглохла. Но спустя 10 лет Гай Гракх - брат Тиберия Гракха , бывший наместником провинции на Сицилиипервой римской провинции, был также избран народным трибуном и предложил сенату продолжить земельную реформу, а также предоставить гражданские права союзникам Римаиталикам, так обобщенно назывались все племена , населявшие Аппенинский полуостров.

Однако сенат не пошел на эти реформы. Гай Гракх также был убит. Но борьба за гражданские права, а следовательно и за землю продолжается и в 91 г. до н.э начинается «Союзническая» гражданская война - война италиков за гражданские права, которая продолжалась до 88 г до н.э, под напором этих требований сенат не выдержал и в 90 г до н.э предоставил италикам гражданские права. На этом заканчивает свое существование римская гражданская община. Это значит, что народные собрания трибутные коммиции и куриатные коммиции (соответственно собрание по трибам и по гуриям) перестали играть какую-либо заметную роль.

Первый век до н.ээто важнейший этап в жизни Римской цивилизации, он ознаменован тем, что все политическая жизнь в римском обществе развивалась в двух направлениях: оптиматы (наилучшее) сторонники этого направления - это ,в основном плебейско-патрицианская верхушка. Они защищали власть сената и позицию нобилитета (патрициат и плебейская верхушка). Второе направлениеэто популяры.

Сторонники этого направления требовали проведения аграрных реформ, предоставления гражданских прав, усиление власти народных трибунов. Одним из ярких представителей этого направления был известный полководец Гай Марий. Это в политической жизни римского общества, но в это важные процессы происходили и самом обществе, его менталитете.

Пунические войны не только территориально прирастила Рим, но и изменила менталитет римлянина, благодаря включению в состав государства множества этнических групп трех частей света: Европы, Азии и Африки. Так или иначе, римляне стали воспринимать достижения, культуру этих народов, и особенно это относится к кульре грековэллинов.

Возникло движение, названное филэлинизмом , которое выступало внедрение греческих культурных ценностей. Они изучали философию, литературу, искусство; они приглашали греков в качестве учителей для своих детей. Тогда же возникло и аппозиционное движение, которое возглавил сенатор Катон . С этой стороны утверждалось, что греческое влияние разлагает общество, что римляне должны заниматься только войной.

Протест некоторой части римского общества греческому влиянию - это протест коллективизма индивидуализму. Тем не менее, нужно сказать, что в это время в Риме появляется такая интересная фигура как Полибий - грек по этнической принадлежности, который написал «Всеобщую историю», где он воспел славу Рима, утверждал, что Рим - лучшая политическая система в истории человечества.

Единственное, что перенималось римлянами у греков без сопротивления - это астрономические знания и вызвано это было тем, что при долгих и дальних военных походах эти знания были необходимы для ориентировки. Как уже было сказано, в результате Пунических войн территория Римского государства разрастается и для эффективного управления ею необходима сильная единоличная власть. В Римской республики было две попытки получить диктаторские полномочия.

Первая из них связана с именем полководца Сулы . Которому в первой половине 1 века до н.э в напряженный момент противостояния оптиматов и популяров, который грозил перерасти в гражданскую войну сенат предоставил диктаторские полномочия. Суда жесткими мерами предотвратил начало гражданской войны.

Второй фигурой, получившей диктаторские полномочия был Гай Юлий Цезарь, известный и талантливый полководец, который сначала был наместником Испании, а затем, став наместником небольшой части Галлии, принадлежавшей Риму, сумел за 10 лет покорить всю Галлию, что до него никому не удавалось. Кроме полководческого таланта Цезарь имел и литературный талант, ему принадлежат такие произведения, как «Записки о Гайской войне», «Записки о гражданской войне», где восхищает отточеность каждой фразы. Он получил диктаторские полномочия следующим образом: организовался триумвират, т.е. весь авторитет власти сосредоточился в руках трех персон.

Помпея, Красса и Цезаря, который находился в Галлии. После гибели Красса, Помпеи стал фактически полновластным правителем в Риме, сенат, чтобы не допустить единоличной власти Помпея, обратился к Цезарю с тем, чтобы он вернулся в Рим ограничил власть Помпея.

Десятого января 49 г. до н.э.

Цезарь перешел реку Рубикон и произнес известную фразу: «Жребий брошен» т.е. он встал на сторону сената и вскоре Помпеи был, свергнут, Цезарю были предоставлены уникальные бессрочные диктаторские полномочия. Но вскоре, однако, сторонники Помпея устроили заговор и убили Цезаря, это произошло 15 марта 44г до н.э. После смерти Цезаря развернулась борьба за власть после серии интриг, в которых основными участниками были сподвижник Цезаря Антоний, его внучатый племянник Октавиан и сенат, в результате которой единственным повелителем огромного государства становится Октавиан , которого провозглашают Августом (божественным), это случилось в 30 г до н.э. На этом римская республика прекратила свое существование, начался период римской империи. 5. Римская цивилизация эпохи империи.

Начальный период римской империи, продлившийся с 30 г. до н.э. по 284 г. н.э. получил название период принципата, это название пошло то именования Октавиана Августа « Принципсом », что означает - первый среди равных.

Второй этап римской империи носит название - период домината от слова « доминус » (господин)-284-476гг н.э.

Первые шаги Октавиана Августа: стабилизация отношений между различными слоями общества.

Правление Октавиана - это период взлета науки, литературы и особенно римской историографии.

Особенности римской цивилизации эпохи принципата: 1. Единоличная власть открывает возможности, как перед мудрыми, так и перед деспотичными правителями.

Примеры: Марк Аврелий , Нерон 2. Активно совершенствуется римское законодательство, которое является основой многих современных правовых систем. 3. Проявляется несостоятельность рабства. В армию начинают набирать рабов из-за нехватки населения. 4. Италия теряет роль центра Римской империи. 5. Развитие строительства (дороги, водопроводы) 6. Усиление системы образования, увеличение числа грамотных людей. 7. Распространение христианства. 8. Праздники (180 дней в году) Император Антоний Пийзолотой век Римской империи отсутствие конфликтов, экономический подъем, спокойствие в провинциях, но этот период длился недолго уже в 160 г н.э начинается одна из войн, которая определила дальнейшую судьбу римской цивилизации начало катастрофы. Это первый опыт, когда встретилась собственно цивилизация с агрессивным « барбарикумом ». Римская империя соседствовала с многоликим варварским миром, в который входили Кельтские племена, Германские племена и Славянские племена.

Первое столкновение варварского мира и римской цивилизации произошло при императоре Марке Аврелии на территории провинций Реций и Норик , также Панония - совр . Венгрия. Война длилась ок . 15 лет, Марку Аврелию удалось отбить натиск варварских племен.

Впоследствии, в течение 3-го века напор варваров усиливается, выстраивается по Дунаю и Реину « лимес »- граница, состоящая из пропускных пунктов и военизированных поселений. На « лимесе » осуществлялась торговля между Римом и варварским миром. В 3-ем веке выделяются племена, среди варваров, ведущие войны с Римом, на границе по Рейну это Франки, а по Дунаю-Готы , которые неоднократно вторгались на территорию империи. Тогда же в 3 веке Рим впервые в истории теряет свою провинцию, это произошло в 270г., имперская армия покинула провинцию Дакия, далее происходит потеря « Десятинных полей»- в верховьях Рейна. В конце 3-го века заканчивается эпоха принципата: император Диоклетиан в284 г. принял решение разделить империю на 4 части, для более эффективного управления.

НАШИ КОНТАКТЫ

Адрес

вся территория РФ

НОМЕР ТЕЛЕФОНА

8-800-981-93-37

График

пн-пт с 10:00-20:00 сб,вс - выходной

Email

zakaz@​​​last-diplom.ru

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ДОСТУПНО 24 ЧАСА В ДЕНЬ!
Thank you! Your message has been sent.
Unable to send your message. Please fix errors then try again.